Переговоры в Монтре по Сирии: почему они обречены на провал?

В швейцарском городе Монтре в роскошном отеле Montreux Palace вот уже третий день продолжаются переговоры по прекращению гражданской войны в Сирии.  Переговоры в формате международной конференции «Женева-2» с участием представителей правительства и оппозиции Сирии проходят при посредничестве спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими. В четверг сказал заместитель главы МИД Сирии Фейсал Микдад заявил, что правительственная сирийская делегация готова вести переговоры с оппозицией по Женевскому коммюнике, предполагающему создание переходного правительства. Однако, несмотря на такой жест в сторону оппозиции, последняя почему-то отказалась встречаться с представителями официального Дамаска. Причина ясна: руководство страны формально согласно на создание переходного правительства, но категорически против главного требования оппозиции – ухода Башара Асада в отставку с поста президентов. «Президент Сирии остается у власти в стране до проведения демократических выборов, однако прежде чем их организовать», - заявил министр информации Сирии.

Таким образом, если даже будет создано коалиционное правительство народного согласия с участием представителей оппозиции, то это правительство будет возглавлять Башар Асад. И этот вариант никак не устраивает оппозицию, которая опасается, что действующий президент использует все рычаги административного ресурса для обеспечения своего переизбрания на пост главы государства. Упорный отказ Асада уйти и уступить место в роли и.о. президента своему ближайшему соратнику обрекает переговорный процесс на провал. И прогресса ожидать вряд ли нужно. Оппозиция, скорее всего, не добившись выполнения этого главного своего требования, вновь может попытаться сместить Асада путем применения силы. А это означает для оппозиции одно - кровопролитная гражданская война будет продолжаться.

Между тем глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал и госсекретарь США Джон Керри в один голос потребовали: действующий президент страны Башар Асад не должен участвовать в дальнейшей судьбе Сирии. Совсем иная позиция – у главы МИД России Сергея Лаврова. Российская сторона считает, что Башар Асад может оставаться у власти до проведения досрочных выборов главы государства.  Итак, налицо – столкновение позиций Москвы и Дамаска, с одной стороны, и США и стран Персидского залива  - с другой.

Другой камень преткновения на переговорах в Монтре – отказ генерального секретаря  ООН Пан Ги Муна пригласить Иран для участия в переговорах в Монтре. Тем самым, он выполнил требование оппозиции Сирии, которая обвиняет Тегеран в размещении на сирийской земле «иностранных наемников», к которым он отнес силы ливанского движения "Хезболлах" и Национальной гвардии Ирана. Решение Пан Ги Муна исключить Иран из процесса переговоров вызывало недовольство России. «Иран должен быть вовлечен в процесс поддержки межсирийских переговоров, - уверен глава МИД РФ Сергей Лавров. - Рамки нынешнего диалога необходимо расширять. Я говорил с большинством участников конференции, и многие говорили публично в ходе дискуссии, что Иран играет очень важную роль и надо найти способ вовлечения Ирана в процесс поддержки сирийских переговоров». Российский министр также выразил недоумение по поводу отказа коллег из ООН дать «исчерпывающие объяснения» по поводу отказа пригласить в Монтре. Впрочем Саудовская Аравия не согласна с позицией России: в Эр-Рияде уверены, что Иран играет деструктивную роль в Сирии и поэтому Тегеран нельзя приглашать на переговоры.

Таким образом, два ключевых момента – отказ Башара Асада уйти в отставку и исключение Ирана из переговорного процесса – обрекают переговоры «Женева-2» на провал. И эксперты опасаются, что статус-кво в сирийском конфликте продолжится. Как и в годы «холодной войны», Россия и Запад будут вооружать воюющие в Сирии стороны (Москва поставит оружие Башару Асаду, а Запад – сирийской вооруженной оппозиции). И это обстоятельство не дает особых надежд на скорое завершение конфликта.

Андрей Раевский, политический обозреватель