ОБРАЗ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В СКУЛЬПТУРНЫХ РАБОТАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

image: 

 Интеллектуально-познавательный конкурс « Азербайджан глазами российских студентов и школьников», не первый год проводимый Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Московской области и Фондом содействия развитию культуры и спорта «Инкишаф», продолжается.
Во многих российских регионах молодежь активно собирает материалы об истории, культуре, традициях, обычаях, языке, современной жизни Азербайджана,  его сотрудничестве с Россией, знакомится с представителями местных национально-культурных автономий азербайджанцев и так далее.  Каждый участник конкурса стремится  подготовить полноценный и всесторонний реферат и представить его на суд жюри и в честной борьбе выиграть главный приз – поездку в Азербайджанскую Республику.
Сегодня мы представляем реферат студентки первого курса НОУ СПО «Ижевский техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза Ксении Вилесовой. Свою работу она выполнила по всем правилам – с введением, раскрытием темы, заключением, списком используемой литературы и так далее. Мы же не стали отвлекать  на это внимание читателей и предложили основную часть этой большой работы.


ПАМЯТНИКИ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (Фотогафии) (Формат-pdf) (Формат -PowerPoint)

Искусство способствует расширению кругозора человека, формирует его духовный облик, оказывает помощь в познании мира, активно воздействует на эмоции, вдохновляя, воодушевляя, заставляет задумываться.  Когда человек обращается к произведениям искусства, когда он по-настоящему проникает в его тайны, происходят величайшие открытия, которые несопоставимы ни с чем в мире. Невозможно представить нашу жизнь без творений художников, музыкантов, скульпторов, без литературы, театра, кино.
Творчество великого поэта Востока – Низами Гянджеви  волнует сердца людей, потому что в них собрана вся народная мудрость не только Древнего Востока, но и всего человечества.
Жил и творил Низами Гянджеви много веков назад, и люди в знак уважения и любви, почитая мудрость и талант этого человека,  ставили памятники, стараясь языком камня  и бронзы  выразить силу и мощь его таланта.  Искусство не существует за пределами жизни людей,  искусство – это неотъемлемая часть существования  общества, поэтому важно, чтобы не прерывалась связь времён. И те идеалы, которые проповедовались Великим Поэтом на протяжении всей его жизни, продолжали вдохновлять современных людей так, как они вдохновляли соотечественников поэта. 
 Тема моего доклада - «Образ Низами Гянджеви в скульптурных работах азербайджанских художников», а цель – определить, какова роль скульптуры в пропаганде творческого наследия азербайджанского поэта.
В основе методики исследования лежит системный подход с элементами биографического, аналитического, сравнительного и культурно-исторического методов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она поможет расширить представление о Низами Гянджеви как о поэте, который способен не только вовлечь каждого человека, знакомого с его творчеством, в сложный процесс самопознания,
заставляя работать воображение, мобилизуя духовные силы, но стать символом. Символом единения разных народов на основе дружбы и сотрудничества.
Практическая значимость определяется выводами, сделанными в процессе работы.
Мы собрали материал, связанный с творческими работами  художников Азербайджана разных поколений, которые в скульптурах  отразили своеобразие творчества Низами, передав своё видение и своё понимание творений этого великого философа и поэта. Опирались при сборе материала  главным образом на источники, представленные в интернете, на произведения Низами Гянджеви в переводах К.Липскерова, Вд. Державина, Т. Стрешневой , на исследования  творчества Низами Гянджеви, которые провели  Е.Э Бертельс и А.Е. Бертельс, Р.М.Алиев.

 ВЕЛИКИЙ ПОЭТ МИРА

Низами Гянджеви, великий азербайджанский поэт, мыслитель и философ, родился в 1141 году. Эта дата официально признана ЮНЕСКО.  Его родные занимались  вышиванием -  ремесло было основным  семейным делом, от которого Низами отказался, чтобы писать стихи. При рождении мальчика назвали Ильяс. А полное имя звучит так: Абу Мухаммад Илиас ибн Юсуф ибн Заки Муайад. В качестве литературного псевдонима, по-азербайджански «нисба», поэт выбрал имя «Низами», что означает «объединение всего, что окружает человека, через мысль и слово» или «нанизывающий слова».
Поэт трудился над своими произведениями так же тщательно, аккуратно и терпеливо, как трудятся вышивальщики, и таким образом продолжил  дело своей семьи.  В поэме «Лейли и Меджнун» ( в переводе Т. Стрешневой) поэт пишет:
Мне Низами прозвание дано,
Имён в нём тыща и ещё одно.
Обозначенье этих букв благих
Надёжней стен гранитных крепостных.
Низами получил всестороннее философское, филологическое образование.  Он знал арабскую и персидскую литературу. Хорошо разбирался в музыке, изобразительном искусстве. Изучал  математику, алгебру, геометрию, астрономию, медицину, логику и историю. Поэта  называли  также «хаким» - мудрец.  Всю свою жизнь он провел в городе Гяндже – культурном центре средневекового Азербайджана. Отсюда и  вторая часть псевдонима поэта – Гянджеви. В поэме «Искандер-наме» он писал:
Хотя я затерян в море Гянджи, словно жемчужина,
Но я из Кухистана.
В Тафрише есть деревня, и свою славу
Низами стал искать оттуда.
Низами никогда не был придворным поэтом Он был честен и свободен в оценке окружающей его жизни,  был искренен и правдив,  на равных разговаривал с правителями, писал о тяжёлом положении народа.  Самые известные из его произведений – пять больших поэм: «Пятерица»: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме».
Низами  Гянджеви называют и персидским, и азербайджанским поэтом, но, к какому бы народу ни принадлежал Низами, он перешагнув века, стал принадлежать всему человечеству. Его именем названы улицы и парки, государственные учреждения, библиотеки. Поставлены памятники на его родине в Гяндже, Баку, Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Ташкенте, а также в Молдавии, Италии,  Китае. Даже один из кратеров Меркурия носит его имя.

 ДАНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУ ПОЭТУ

Город Гянджа, расположенный у подножия хребта Малый Кавказ,  испокон веков стоял на Великом Шёлковом пути.  В то время, когда там жил Низами, город был «великой столицей тюрков» -  столицей наместничества Арран государства Ильдегизидов, иначе атабеков Азербайджана. «Атабек» - наследственный титул. Так называли человека, который являлся губернатором страны или провинции и отчитывался перед монархом. Гянджа  был периферией Персии, а  для поэта Иран являлся душой всего мира, центром вселенной.  «Вся вселенная – лишь тело, а Иран – душа. Говорю об этом смело, правдою дыша», - писал  Низами в поэме «Семь красавиц».

Многие учёные считали, что поэт никогда не покидал Гянджу. Низами имел полное право написать во вступлении к поэме «Лейла и Меджнун»:
Тот гордо дышит воздухом родным,
Кто, словно воздух, всем необходим.
Подобием зерцала надо стать,
Чтоб сущий мир правдиво отражать.

Современная  Гянджа – это красивый  город с уникальной архитектурой,  неповторимой природой, известный своими историческими и археологическими комплексами, заповедниками Гёй-гёль и Марал гёль. А народ Азербайджана трепетно хранит память о своём великом земляке, создавая памятники и восстанавливая древние святыни, связанные с именем Низами Гянджеви.
В 1946 году в родном городе поэта был установлен памятник, авторами проекта которого стали архитекторы С. Дадашев, М. Усейнов и скульптор Ф. Абдурахманов,  изобразивший великого азербайджанского поэта и мыслителя в минуту глубокого раздумья с книгой в левой руке. Его взгляд устремлён вдаль, в будущее. Он точно видит там, далеко, то, что не доступно увидеть простым смертным. Требовательный к себе и к другим, поэт, точно клятву, повторял слова:
Писать не надо слов, идущих не от мысли,
Их говорить нельзя. Своими их не числи.
Несложно нанизать слова свои на стих,
Но крепость дай стихам, чтоб устоять на них.

Какая неутомимая жажда правды, глубина мысли, размах творческой фантазии в этих словах из поэмы «Хосров и Ширин»! В работе скульптора Абдурахманова перед нами предстаёт сильный и мужественный человек, сила стиха которого покоряет каждого. Художник показал всем величественный образ Поэта, который, родившись в созвездии Льва, сам так же прекрасен, как это благородное животное:
Мой знаешь гороскоп? В нём – лев, но я сын персти,
И если я и лев, я только лев их шерсти.

Это строки из поэмы  «Хосров и Ширин» в переводе К. Липскерова.  В то время, когда были написаны эти строки,  Низами  было около сорока лет.  Именно таким зрелым мужчиной, уже много  пережившим, перечувствовавшим и перестрадавшим  и изобразил скульптор поэта.
Для жителей города открытие  памятника любимому поэту стало  важным  событием. Корень слова «памятник» - «память». А это значит, что люди не забывают о заслугах поэта, так много сделавшего для  развития азербайджанской литературы.

В 2009 году памятник был отреставрирован.  Теперь постамент облицован бронзовой плиткой, а прилегающий к памятнику участок застелен метлахом.
При въезде с юго-западной стороны к городу Гянджа  в 1991 году был возведен мавзолей. Он был поставлен на месте разрушенного древнего мавзолея. Гробница Низами издревле была местом паломничества на протяжении многих столетий. Как и много лет тому назад, люди и сейчас спешат отдать дань уважения творчеству Великого Поэта и поклониться его праху. Но теперь мавзолей – это величественное сооружение, выполненное из красного гранита,  при входе  в который  высечено золотом имя поэта. Автор архитектурного проекта – Ф. Имамкулиев,  скульптор – Г. Суджаддинов.
Рядом с мавзолеем находится бронзовый монумент Низами.  В окружении героев своих произведений  под высоким  уже сухим деревом сидит поэт и мыслитель, который будто  ведет с теми, кто пришёл сюда,  долгий разговор.  Ещё секунда -  и он приподнимется со своего места.  Он точно живой, как  и герои, его окружающие, тоже живы.

Это Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун из одноимённых поэм.  Здесь герои поэм «Сокровищница тайн», которая была посвящена правителю Эрзинджана, «Семь красавиц», что посвящена  уже другому правитедю -   Мараги Аладдину Курп-Арслану, и  поэмы «Искандер-наме», что переводится  как «Книга Александра».  Словом, герои всех пяти поэм, объединённых общим названием «Пандж Гандж», или «Пять драгоценностей». Произведения Низами отличались особенной драматичностью, ибо  его герои постоянно должны были принимать решения, чтобы познать и себя, и мир, в котором  жили. Поэт показывал довольно сложные психологические портреты героев, стараясь раскрыть богатство и сложность человеческой души.

Но самое главное для него было отразить силу и несокрушимость такого чувства, как любовь. Потому скульптор Г. Суджаддинов в фигурах, окружающих Низами, изобразил самые яркие моменты прекрасных произведений великого поэта.  Вот сидит Кейс, прозванный Меджнуном, безумцем,  только потому, что он не может отказаться от своей любви к Лейле (поэма «Лейли и Меджнун»). А вот Фархад, влюблённый в Ширин, высекает её образ из камня.  Нуширван и его визирь на конях прислушиваются к якобы разговору двух сов  из «Сокровищницы тайн». Здесь можно увидеть персидский сад, а в саду – розы. Роза в то время считалась царственным цветком и символом красоты.  Вокруг монументальной композиции разбит парк, где люди могут не только отдохнуть, но и помечтать, почитать прекрасные творения Великого Мастера слова.

ПАМЯТНИК НИЗАМИ В БАКУ

В прекрасном городе Баку, в парке имени Низами, на пересечении улиц Истиглалийат, Ахмеда Джавада и Ислама Сафарли стоит ещё один памятник Низами. Издалека видна высокая бронзовая статуя, установленная на 9-метровом восьмигранном пьедестале из красного лабрадора.

Независимо и гордо возвышается Поэт над миром, его окружающим. Монументальная скульптура  рассчитана на восприятие с большого расстояния. Взгляд поэта устремлён далеко-далеко, и в этом взгляде такая сила, такая уверенность в том, что всё, что он делает, – правильно.  Его лицо – лицо борца.  Известно, что Низами выражал недовольство социальной несправедливостью, всегда был честен и открыт, писал только то, что думал, что видел, что волновало его душу и сердце. Именно таким -  свободным, уверенным в себе и независимым -  изобразил поэта народный художник Азербайджана Фуад Абдурахманов. И если в городе Гянджа художник показал в скульптурной работе образ поэта-мыслителя, то здесь, в Баку, – это поэт-борец, поэт-трибун, способный отстоять свою правду.
Правой рукой он чуть придерживает  одеяние,  в левой держит свиток со стихами. Столько величия и могущества в этой статной фигуре, столько решимости и целеустремлённости! В своем творчестве  поэт отстаивал идеи гуманизма, социальной свободы. Он утверждал, что только в обществе, где царит справедливость, народ может жить счастливо. Так, в поэме  «Сокровищница тайн» Низами  писал, обращаясь к шаху:
Притесняя подвластных, ты править страной не сумеешь.
Лишь призвав правосудье, ты царством своим овладеешь…
Справедливость твоя украшает сверкающий трон.
Если ты справедлив, вечно будет незыблемым он.

Но поэт обращается не только к царям и тем, кто стоит у власти. Фактически он обращается ко всем людям, призывая их к справедливости, правосудию, утверждая, что человек всегда должен помнить  и о старости,  и о смерти. Открытие этого памятника состоялось в 1949 году.
На нижней части памятника – орнаментальная резьба и облицованные бронзовые  с рельефами плиты, на которых изображены сцены из произведений поэта. Рельеф – это такой вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из неё. Фоном может быть и пейзаж, и архитектурные изображения.
На первой  плите - фрагмент поэмы «Сокровищница тайн». Герой  Нушериван со своим визирем увидели двух сов, которые якобы разговаривали друг с другом. Их разговор перевёл визирь, указав правителю на то, что народ его разорён:
И, услышав про то, что предвидели хищные совы,
Застонал Нуширван, к предвещеньям таким не готовый.
Он заплакал навзрыд, - он, всегдашний любимец удач.
За безжалостным гнётом не вечно ли следует плач?

На второй - Фархад на горе Биситун из поэмы «Хосров и Ширин». Хосров – царевич, он любит армянскую принцессу Ширин, племянницу могучей правительницы Аррана (Албании)  Мехин Бану. Та тоже любит его. И зодчий Фархад также влюблён в Ширин. Из камня он создаёт образ своей возлюбленной:
Одной рукой вздымал он, словно глину, камень,
Другой бил камнем в грудь, скрывающую пламень.
Вонзилась в грудь любовь; он видел светлый мир.
Что идол каменный! Ведь перед ним – кумир!

На третьей плите  -  юноша Кейс, прозванный Меджнун, безумец, любит красавицу Лейли, свою двоюродную сестру.  Художник изобразил момент встречи Кейса и Лейли:
Лейли молчала, Кейс был тоже нем,
Но Тайна их известна стала всем.
Так спрятанного мускуса зерно
Сладчайший запах выдаст все равно,
Так предрассветный  дерзкий ветерок
Чадры приподымает уголок.


На следующей плите – фрагмент из поэмы «Семь красавиц». Бахрам Гур убивает дракона. Сасанидский шах долго оставался бездетным. Наконец родился сын, Бахрам,  который был так силён, что…
На скаку, в пылу охоты он копьё метал,
На скаку в кольцо копьём он метко попадал…
Всё, что в поле на охоте взгляд его влекло,
От летящих стрел Бахрама скрыться не могло…


Для него был построен дворец. Однажды Бахрам в одной из комнат видит портреты семи красавиц из разных стран и влюбляется в них.
Последняя, пятая, плита – это поэма «Искандер-наме»  об Александре Македонском. Автор рассказывает о рождении, о наследовании им македонского трона, о войне против  чернокожих, которые захватили Египет. О войне с персами и женитьбе царя на дочери Дария. Искандер  влюбляется в прекрасную Нушабе. Поэт рассказывает о военных походах Александра, в частности, против русичей. А завершается история жизни царя рассказом о неудачных поисках Александром вечной жизни.

ЗАЛОГ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ КУЛЬТУР ДВУХ НАРОДОВ

Возле посольства Азербайджана в Москве, в Леонтьевском переулке, разбит сквер, центральной частью которого стал памятник  поэту средневекового Востока, философу и гуманисту Низами Гянджеви. Он  установлен к юбилейной дате, к 850-летию со дня рождения, в 1991 году. Именно этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами. Это был первый памятник Низами, поставленный в России. Скульпторы памятника Т.Зейналов и Э. Зейналов, а архитекторы – Р.Аскеров и П.Алиев. Памятник  был подарен Москве азербайджанским народом. Поэт изображен в традиционных восточных одеяниях.  На коленях его лежит книга. Он сосредоточен и внимателен, спокоен и уверен в себе. Гений, пронёсший идеи свои через века, человек, достигший вершины человеческого существования.
И совершенно другой и по настрою, и по темпераменту памятник в Санкт-Петербурге возле Каменноостровского проспекта. Скульптура была отлита в Баку и преподнесена в качестве дара от Азербайджана Санкт-Петербургу к 300-летию со дня основания города. Это произведение искусства было создано азербайджанским скульптором, выпускником Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной Герушом Бабаевым. Автор проекта – заслуженный художник РФ Феликс Романовский. Постамент изготовлен на петербургском предприятии «Комбинат-скульптура».

Низами изображен под раскидистым деревом с книгой в руках. Это уже стало традицией – книга или свиток со стихами. Но поражает в этой скульптуре внутренний эмоциональный настрой, который читается в каждой складке его восточного одеяния, в арке восточного стиля, которая как бы обрамляет  фигуру сидящего поэта. Она  точно его душа – мятущаяся, неуспокоенная, всегда в движении, всегда в пути. Страстная, живая душа поэта  и в листьях, в их шёпоте, и в стремительно поднимающихся вверх ветвях дерева, и в складках его восточной одежды и даже в позе поэта. Создается такое впечатление, что ещё секунда, другая – и он приподнимется, чтобы стоя читать стихи:
Я, как ангел, взнесён, хоть во мне и земная природа,
Я сраженье веду на другой стороне небосвода.
Выше, нежель мой рост, непреложная ценность моя.
Вне окружности мира вращаюсь в кругах бытия.
Из «Сокровищницы тайн».

Бюст Низами  был поставлен также и в Чебоксарах на улице, которая носит его имя. Автор – Омар Эльдаров. Это третий памятник Низами Гянджеви, возведенный в России как символ добрососедских отношений азербайджанского и других народов нашей страны, как залог взаимообогащения культур двух народов. И невольно на память приходят строки Поэта:
Мы лишь в слове живём.
Нас объемлет великое слово:
В нём бесследно сгореть
Наше сердце всечасно готово…

В старейшем культурном центре Северного Лезгистана, откуда распространялись художественные ремёсла, письменность, духовные и материальные ценности ислама, поставлен памятник Низами.  И это очень важно, так как Дербент – самый древний живой город России с пятитысячелетней историей развития европейской и азиатской цивилизации.

СИМВОЛЫ ДРУЖБЫ И СОТРУДНИЧЕСТВА

20 апреля 2012 года при поддержке Фонда Гейдара Алиева и участии посольства Азербайджана в Италии, в парке Вилла Боргезе, в Риме, был торжественно открыт памятник азербайджанскому мыслителю в честь его 870-летнего юбилея. На памятнике по-итальянски написано: «Азербайджанский поэт Низами Гянджеви 1141 - 1209», а также сделана небольшая надпись: «Подарок Азербайджанской Республики городу Рим 20 апреля 2012 года». Автор памятника – народный художник Азербайджана Салхаб Мамедов и заслуженный художник Али Абдуллаев.
…В глубокой задумчивости расположился поэт на каменных изваяниях. В правой руке - перо. Он готов  творить. Салхаб Мамедов запечатлел поэта в минуту глубокого вдохновения, когда ничто не может отвлечь его от работы. А вокруг – зеленые южные деревья и синее итальянское небо, которые как будто способствуют творческой мысли поэта:
Боже, дай всегда идти мне правильным путём,
Чтобы мне раскаиваться не пришлось потом!
Двери милости отверзни перед Низами!
Дом его крылом, хранящим в бурю, обними!

Весной 2005 года «в знак добрых отношений между азербайджанским  и молдавским народами» был поставлен  памятник  Низами Гянджеви в Молдавии, в  центре Кишинёва. Скульптор – заслуженный деятель искусств Азербайджана Акиф Аскеров, архитектор – заслуженный архитектор Молдавии Семён Шойхет. А в ноябре 2012 года состоялось открытие реконструированного и обновлённого памятника, который представляет собой бюст человека в восточных одеяниях с тюрбаном на голове. Постамент выполнен из красного гранита и дополнен восточным узором.
В связи с установлением дипломатических отношений между Китаем и Азербайджаном в Пекине, в одном из центральных парков появился памятник Низами.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ПАМЯТНИКИ?

Образ поэта Низами - это единый образ поэта - миротворца. Скульпторы Ф. Абдурахманов, Г. Суджаддинов, Т.Зейналов и Э. Зейналов, Г.Бабаев, С. Мамедов и А.Абдуллаев, А. Аскеров и другие увидели в поэте главное – мудрость, величие, силу духа, стойкость перед жизненными испытаниями и таким дали возможность увидеть его всем людям, подчеркнув  его стремление к вечной жизни. Не случайно именно о воде вечной жизни мечтал  Александр в поэме «Искандер-наме» - бесспорный властитель мира, не только воин, но и в конце своего жизненного пути  -  мудрец и пророк.
В последней поэме читатели узнают о смерти и самого Низами:
Шестьдесят было лет и три года ему,
И шесть месяцев сверх, - и ушёл он во тьму,
Все сказав о мужах, озарявших своими
Поученьями всех, он ушёл вслед за ними.

Поэт нашёл воду вечной жизни. Это его творения, пережившие многие поколения людей. И будут они жить, пока существует на земле человек.

Таким образом, поэт Низами Гянджеви становится олицетворением дружбы и единства различных народов с разной культурой, разным менталитетом. Но свойство этого поэта таково, что он объединяет разные концессии, точно призывая к миру, сотрудничеству, к единению. Ведь мир  искусства – общий для всех, под каким бы флагом не развивалось это искусство. А имя Низами становится синонимом мира и единства.   Творчество Низами является уникальным явлением художественной мысли человечества, и вот уже более 8-ми  столетий составляет неотъемлемую часть духовности азербайджанского народа.
Бессмертные произведения великого мастера слова, открывшие новую яркую страницу в летописи художественной мысли человечества, служат морально-нравственному совершенствованию людей. Скульптурные работы увековечивают память о Низами Гянджеви,  пропагандируют  художественное наследие  классической азербайджанской литературы  в мировом масштабе.
Во всех произведениях Великого Поэта звучит тема гражданского единства,  тема единения людей на основе добрососедских отношений. Именно сейчас идеи Низами Гянджеви как никогда необходимы людям в неспокойном и таком разрозненном современном мире.


ВИЛЕСОВА КСЕНИЯ,
студентка 1 курса очного отделения группы СЭП -1  

ИЖЕВСК