
Интервью Росрепортера с доктором медицинских наук, профессором, писателем и общественным деятелем Мехманом Ниязи оглы Мамедовым о феномене личности Гаджи Зейналабдин Тагиева, российского и азербайджанского промышленника, общественно-политического деятеля, мецената и филантропа, его вкладе и влиянии на развитие общества, культуры и образования в Азербайджане и России
– Мехман Ниязиевич, этим интервью открывается серия материалов, посвященных выдающимся личностям в разных областях, внесшим значительный вклад как в Азербайджан, так и в Россию. И начинается эта серия с выдающейся личности – Гаджи Зейналабдин Тагиева. У Вас вышла книга «Благородство навеки», посвященная ему. В Москве, в Государственном музее Востока, Вы провели резонансное мероприятие, также посвященное Г.З. Тагиеву. В Вашем рабочем кабинете особое место занимает портрет промышленника и мецената. Прекрасно понимаю, что невозможно в одном интервью охватить все аспекты жизни и деятельности этой уникальной и многогранной личности. Но прежде скажите, какое место в Вашей жизни занимает Гаджи Зейналабдин Тагиев?
– В первую очередь, выражаю вашему изданию благодарность за то, что решили осветить жизнь и деятельность уникального человека, который вошел в историю Российской империи и моей исторической родины, Азербайджана, не только как успешный предприниматель и нефтяной промышленник, но и как меценат, чья благотворительность была широкомасштабной и не знала границ.
Для меня Гаджи Зейналабдин Тагиев – прежде всего предмет гордости. Его деяния – пример для подражания и эталон благородства.
– Как Вы относитесь к тезису о том, что Г.З. Тагиев является «отцом нации»? Что, по Вашему мнению, делает его достойным этого звания?
– Память народа – самый ценный хранитель героизма и благородства личностей. Когда состоявшийся человек ставит интересы своего народа выше своих личных амбиций и в буквальном смысле не жалеет сил и средств для поддержки и процветания народа, живет высокими идеалами, то возвышается до ранга «отца нации».
В народе в ходу такая легенда, что во время визита Александра III в Баку Тагиева уполномочили приветствовать российского императора от имени населения города. Александр III недовольно посмотрел на папаху Тагиева (которую тот не снял) и спросил: «Ты чей подданный?» — «Подданный вашего величества», — зашептал Тагиеву губернатор. Но Гаджи Зейналабдин ответил по своему разумению: «Я подданный Российской империи».
Эта история ярко иллюстрирует жизненную позицию Тагиева, который был верен Российской империи, но, прежде всего, он был верен своему народу, азербайджанскому народу. Его преданность не была слепым подчинением, а осознанным выбором – служить благу своей страны, служить своему народу, поднимая его уровень жизни, образования и культуры. Именно в этом его истинное величие.
Спустя 100 лет азербайджанский народ помнит доброе имя Г.З. Тагиева и будет помнить до тех пор, пока жива память человеческая. Глядя на его деяния, поистине верится, что благородство не знает границ и приумножается вопреки времени. Я очень рад, что у моего народа есть такой духовный отец, о котором из поколения в поколение, несмотря на политические перемены, с благодарностью вспоминают и чтят его память.
– Мехман Ниязиевич, в книге «Благородство навеки» Вы цитируете журналиста, написавшего в начале XX века в газете о заслугах Тагиева перед тюркско-исламским миром, и приводите следующие строки: «Если мы захотим перечислить в отдельности каждую заслугу Г.З. Тагиева перед мусульманской уммой, то, даже если мы всю газету заполним только этими подробностями в течение целого месяца, мы всё равно не сможем всё охватить…». Эта цитата свидетельствует о масштабе признания его заслуг современниками и огромном уважении к Тагиеву в тот период. И при всем при этом у него немалые заслуги и перед Российской империей в целом! Вы согласны с этим мнением?
– Совершенно верно. В те годы для мусульманского сообщества масштаб благотворительности Г.З. Тагиева был чем-то новым и важным. Хотя мы прекрасно знаем, что в Священном Коране одним из важных постулатов является гуманизм и пожертвования ради процветания уммы. Гаджи Зейналабдин был набожным человеком и, безусловно, в самые трудные моменты помогал мусульманам Индии, Пакистана, Афганистана и Ирана. Причем эта помощь имела широкий спектр: от закупки лекарств и вакцин, продовольственной помощи до поддержки изданий книг и газет.
Но при этом, как подданный Российской империи, он внес свой вклад в социальную поддержку различных регионов Российской империи, в числе которых можно назвать Северный Кавказ, Поволжье и Польшу.
Во время русско-японской войны Г.З. Тагиев добровольно выделил огромную сумму денег на поддержку российской армии. Эта инициатива стала примером и для других бакинских промышленников.
На фронтах Первой мировой войны храбро сражались Первый и Второй Дагестанские конные полки. Среди командиров и всадников были полные Георгиевские кавалеры. В то же время семьи фронтовиков оказались в тяжелых материальных условиях, нуждались в помощи. Тагиев протянул им руку помощи. Военный губернатор Дагестана Дадешкелиани получил от действительного статского советника Тагиева 10 000 рублей для выдачи пособий вдовам и сиротам героев-дагестанцев, павших на поле брани, и семьям воинов, находящихся в действующей армии.
– Можно ли говорить о роли Тагиева в укреплении межкультурных связей между русским и тюркским миром? Как вы оцениваете масштаб и значение жизни и деятельности Гаджи Зейналабдин Тагиева для Азербайджана и России в контексте его времени?
– Мне кажется, в данном случае правильнее будет обозначить роль Тагиева в укреплении межкультурных и межрелигиозных связей в Российской империи. Как уже было отмечено, большую часть своих финансов он тратил на образование детей, открывал женские гимназии, технические училища, издавал газеты, построил театр, поддерживал учебу одаренных студентов вне зависимости от национальности в крупных городах Российской империи, помогал бедным людям.
Хотел бы обратить внимание на один интересный факт. В Баку в 1898 году был построен православный храм – Александро-Невский собор. Его построили на месте старого мусульманского кладбища. Консервативные местные богословы и граждане долго сопротивлялись. Именно Г.З. Тагиеву удалось их переубедить, сказав, что православный храм также является Божьим домом. Более того, он пожертвовал значительную сумму на постройку храма. Многие благотворительные общества Баку и других крупных городов Российской империи, вне зависимости от национальности и религиозной конфессии, выбирали Тагиева почетным председателем.
– В Российской империи расцвет меценатства приходится на конец XIX и начало XX века, и число благотворителей просто восхищает. Список имен меценатов чрезвычайно широк: Морозов, Рябушинский, Мамонтов, Третьяков, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев… можно еще долго перечислять. Целое созвездие! Какое место в этом созвездии занимает фигура Тагиева?
– В конце XIX века крупные российские промышленники положили основу традиции меценатства. Причем это отмечалось не только в столице империи, но и в разных крупных и провинциальных городах. На Кавказе масштабные благотворительные проекты осуществляли именно бакинские нефтяные промышленники.
Г.З. Тагиев, безусловно, занимает одно из центральных мест в этом созвездии. Он не просто был частью этой волны благотворительности, он был ее мощным двигателем, особенно на Кавказе. Его деятельность отличалась масштабностью, системностью и глубоким пониманием нужд населения. Он не ограничивался разовыми пожертвованиями, а направлял усилия на то, что должно было принести в перспективе положительное воздействие на общество.
– Какие личные качества, на Ваш взгляд, позволили стать Г.З. Тагиеву успешным предпринимателем и меценатом?
– Успех Тагиева как предпринимателя и мецената был обусловлен сочетанием нескольких важных личных качеств. Во-первых, это деловая хватка и редкое чутье в предпринимательстве. Он умел видеть возможности там, где другие их не замечали, и рисковать, если был уверен в успехе. Во-вторых, это широта его взглядов. Несмотря на отсутствие какого-либо образования, Тагиев обладал огромной жаждой познания все нового. Он всегда был открыт для новых идей и готов к сотрудничеству с другими предпринимателями, специалистами и учеными. В-третьих, это чувство сострадания к бедным и нуждающимся. Он не просто отдавал часть своих доходов на благотворительность, он искренне переживал за судьбу народа и стремился улучшить его жизнь.
И кроме того, важную роль сыграла его энергичность и целеустремленность. Начав с самых низов, он прошел долгий и трудный путь к вершинам богатства и власти, но никогда не забывал о своих корнях. Он всегда заботился о нуждах людей и общества. Чтобы понять это, достаточно привести лишь один пример из сотен других.
В конце XIX века в Баку сложилась катастрофическая ситуация с качественной питьевой водой, что приводило к частым вспышкам болезней. Не желая мириться с таким положением дел, Тагиев был одним из инициаторов разработки проекта водопровода, а затем наряду с государственной поддержкой софинансировал строительство водопровода Шоллар–Баку, длиной почти 180 км. Этот проект на тот момент стал самым грандиозным и дорогостоящим в Европе. И до сих пор этот водопровод остаётся действующим.
Его личный пример вдохновлял других предпринимателей следовать ему и вносить свой вклад в развитие общества. Он понимал, что настоящее богатство заключается не в деньгах, а в том, какую память оставляешь о себе.
– Раз Вы затронули тему предпринимательства и фактора его успешности, расскажите о заслугах Тагиева как нефтепромышленника и финансиста.
– На мой взгляд, заслуги Г.З. Тагиева в нефтяной промышленности хорошо описаны великим русским химиком и ученым Д. И. Менделеевым.
«Весьма важным местным «движителем» бакинского нефтяного дела должно также считать Хаджи Тагиева, который с большой настойчивостью, приобретя местность Биби-Эйбат, вблизи моря и Баку, начал там бурение, провёл много буровых скважин, которые почти все били фонтанами, устроил обширный завод прямо около добычи, завёл свою русскую и заграничную торговлю и дело все время вёл с такой осторожностью, что спокойно выдерживал многие кризисы, бывшие в Баку, не переставая служить явным примером того, как при ничтожных средствах (в 1863 г. я знал г-на Тагиева как мелкого подрядчика), но при разумном отношении ко всем операциям, нефтяное дело могло служить к быстрому накоплению средств».
Тагиев, понимая, что капитал можно приумножить и за счет разнообразных сфер деятельности, со временем расширил свои интересы, осваивая новые отрасли. В некоторых случаях ему приходилось отстаивать свои позиции в условиях фактической монополии. Целеустремленность и прочные связи в высших кругах государства сыграли важную роль в успешной реализации его проектов.
Обратив внимание на производство и торговлю хлопком, он пришел к мнению, что это перспективное дело, и построил хлопкоочистительный завод. Г.З. Тагиев приступил к строительству крупной текстильной фабрики, которая стала в России одним из передовых предприятий, оснащенных самой современной для того времени техникой. Она была первым и единственным предприятием подобного рода на всем Кавказе. Завязалась ожесточенная борьба за рынки сбыта на Ближнем Востоке и в Средней Азии с 28 крупнейшими фабрикантами во главе с «королём Русского текстиля» Саввой Морозовым. Этой фабрике разрешили выпускать только бязь.
Тагиев Г.З. также активно занимался пищевой промышленностью. В 1911 году он построил мельницу. От азербайджанского берега Каспия и до Петровска (нынче город Махачкала), на протяжении 300 км, раскинулись также рыбные промыслы Тагиева. Понимая роль и влияние банковского дела в развитии промышленности, Г.З. Тагиев учреждает собственный банк под названием «Купеческий банк». В живописных окрестностях северных провинций Ирана раскинулись густые леса, принадлежавшие Гаджи Зейналабдину Тагиеву, который построил здесь красивое имение и деловую контору. В этих лесах охотился великий князь Михаил Александрович, брат Николая II. Тагиев владел торговыми, грузовыми и пассажирскими судами.
Масштабы предпринимательской деятельности Тагиева поражают. И нужно отметить, что вклад Тагиева в развитие экономики Российской империи и всего кавказского региона неоценим. Он оставил после себя не только впечатляющее материальное наследие, но и пример того, как предприимчивость, целеустремленность и глубокое понимание общественных нужд могут изменить мир к лучшему. Его имя навсегда вписано в историю предпринимательства евроазиатского пространства как символ успеха и благотворительности.
– Тагиев вкладывал значительные средства в культуру и образование, особенно женского, не только в Баку, но и в других регионах. Что, по Вашему, было главным мотивом для такой неустанной просветительской деятельности человека, который сам не имел образования?
– Повторюсь, что Тагиев сам себя создал, поднявшись из низов, достиг больших вершин, участвовал в формировании национального самосознания, оказывая гуманитарную помощь всем нуждающимся.
В интервью газете «Новая жизнь» от 12 февраля 1908 г. Г.З. Тагиев говорил: «Мои родители не могли дать мне ничего, кроме любви и привязанности, и я в долгу перед ними всем хорошим, что у меня есть. Несомненно, это было волей Всевышнего. Наряду со всей моей работой моя цель – принести счастье моему народу. Вот почему я пожимаю руки и днем и ночью. Для достижения цели необходимо открыть много школ. Многие книги, журналы и газеты нужно издавать и рассылать повсюду – в отдаленные села». Однако он не ограничился помощью только своему народу, его благотворительная деятельность и просветительская работа имели международный масштаб.
В честь коронации Николая II и Александры Фёдоровны, которая состоялась 14 мая 1896 года в Москве, специальным указом в Баку было учреждено Александрийское женское русско-мусульманское училище – первое женское мусульманское училище на Кавказе. Эта школа была построена по инициативе и при полном финансировании мецената. Г.З. Тагиев передал первым выпускницам школы экземпляр Корана, переведенный по его инициативе на азербайджанский язык, произведения Льва Толстого, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и другие подарки.
Г.З. Тагиев, не имея образования, говорил: «Есть один путь для того, чтобы вытащить мусульманскую женщину из закрытой жизни: школа. Эту школу нужно создать и устроить так, чтобы мусульмане относились к ней с симпатией и с полным доверием отправляли своих дочерей учиться».
Через некоторое время и в других частях Российской империи стали открываться мусульманские женские школы – в Тифлисе, Казани, Башкирии, Дагестане.
Г.З. Тагиев материально поддерживал целый ряд начальных школ в Бакинской, Елизаветпольской, Эриванской губерниях, оказывал помощь в финансировании учреждений образования в Грузии, на Северном Кавказе, в Поволжье, Польше, Иране. Меценатство Тагиева способствовало формированию в дореволюционном Дагестане светской интеллигенции.
Первый в Баку театр был также построен Г.З. Тагиевым, для строительства которого были привлечены лучшие архитекторы и инженеры из Санкт-Петербурга. В этом здании 25 января 1908 года состоялась постановка оперы Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» – событие для Баку чрезвычайной значимости. В историю она вошла как первая опера во всем мусульманском мире. Кстати, Федор Иванович Шаляпин любил эту сцену и представлял здесь свои лучшие оперные партии.
– Тема исторической памяти сейчас приобретает особую актуальность в связи со многими тревожными тенденциями в мире. Как вы думаете, почему фигура Тагиева не так широко известна в современной России?
– В царской России имя Г.З. Тагиева было очень даже известно в широких политических и деловых кругах. Он был одним из крупнейших экспортеров нефти, рыбной продукции, дерева и текстиля в страны Западной Европы. Поддерживал тесные связи с прогрессивными людьми во Франции, Германии и Англии, что сыграло немаловажную роль как в расширении его предпринимательской деятельности, так и в реализации социально-благотворительных проектов. В юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия царствования Дома Романовых 1913 года отмечено, что Тагиев поставил себе целью развитие культуры и благосостояния местного населения, и что «в выполнении этой благородной идеи г. Тагиеву принадлежит великая заслуга перед Государством». Также отмечено, что Тагиев по всей справедливости «может называться великим гражданином Российской империи».
В советские годы историческая роль Тагиева искажалась. Его характеризовали как жестокого эксплуататора рабочего класса, врага науки, культуры и прогресса. Заслуги Тагиева в открытии в Баку женского русско-мусульманского училища, театра, сельскохозяйственной школы приписывали другим. По мнению идеологов, свои награды Тагиев получил «за заслуги перед самодержавием». Его дочь, Сара Тагиева, отчаянно и безуспешно пыталась реабилитировать имя своего отца. В советских источниках только в 90-х годах прошлого столетия начали признавать факты о роли Тагиева в создании школ, постройке здания национального театра, издании газет и журналов, подготовке высококвалифицированных кадров.
Полагаю, что на современном этапе российскому историческому обществу и профильным научным центрам будет интересно изучение деятельности промышленника, общественно-политического деятеля, мецената, действительного статского советника IV класса (1903), коммерции советника (1905 г.), купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина Российской империи (1900 г.) и филантропа Г.З. Тагиева. Россия и Азербайджан имеют общую историю на протяжении 200 лет. На мой взгляд, популяризация фигуры Г.З. Тагиева может служить примером межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в современных условиях.
– Как вы оцениваете наследие Гаджи Зейналабдина Тагиева в контексте современного Азербайджана? Что в настоящее время предпринимается для сохранения и популяризации его памяти?
– В последние годы в Азербайджане историческая значимость этого светлого человека вновь стала предметом изучения. Под руководством академика Наили Велиханлы проводятся исследования, публикуются новые данные и систематизируется, в целом, его вклад в историю целого народа, региона и евроазиатского пространства. С целью увековечивания памяти выдающегося азербайджанского мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева в Национальном музее истории Азербайджана, расположенном в его особняке, создан мемориальный музей Г. З. Тагиева. Отрадно, что в Азербайджане издаются книги для детей о жизни З.Т. Тагиева. Бакинский медиацентр снял фильм о Г.З. Тагиеве, он демонстрируется в кинотеатрах страны.
В 2022 году в Баку, недалеко от Старого города – Крепости, с участием первых лиц государства был торжественно установлен долгожданный памятник З.Г. Тагиеву. Уверен, что, учитывая заслуги этого величайшего человека, это будет не единственный ему памятник в Баку. И, на мой взгляд, он должен быть установлен на видном месте города, По своему масштабу он должен стать еще одной из визитных карточек столицы современного Азербайджана. Уверен, что фундаментальный памятник этому великому человеку может служить символом доброты и благородства.
– В одной из глав своей книги «След Тагиева Г.З. в архитектуре Баку» Вы упоминаете четырёхэтажный особняк в центре Москвы, неподалеку от Румянцевского музея (Дом Пашкова), где Тагиев останавливался, когда приезжал в Москву. Известно ли что-либо о судьбе этого здания?
– В своей книге я посвятил главу и архитектурным шедеврам, построенным, в основном в Баку, по заказу и на деньги Г.З. Тагиева, которые сочетают в себе элементы европейской и восточной архитектуры и до сих пор поражают своей величавостью и изысканностью. Эти сооружения словно живые свидетели эпохи, рассказывают историю не только о богатстве и влиянии самого Тагиева, но и о его глубоком уважении к культуре, образованию и прогрессу.
После установления советской власти, как и все частные владения, московский особняк Г.З. Тагиева был национализирован. Это здание в центре города и сегодня живет своей жизнью. Было бы замечательно установить в этом здании мемориальную доску в память о Г.З. Тагиеве, которая стала бы символом признания его заслуг перед Россией, свидетельством того, что благотворительность, просвещение и забота о людях не забываются. Это стало бы напоминанием о человеке, который своими делами оставил неизгладимый след в истории, человеке, чье имя навсегда вписано в золотые страницы меценатства.
Хочу отметить, что в память о Тагиеве, прежде всего, осталась благодарность потомков великому человеку за его благие дела, которые невозможно ни измерить, ни посчитать.
– О последних годах жизни Г.З. Тагиева при советской власти имеются противоречивые данные.
– Он приумножил своё богатство в монархической России, но, при политических переменах, поддержал создание первой на Востоке демократической республики, просуществовавшей всего лишь год. После установления советской власти в Азербайджане, учитывая заслуги Тагиева перед народом, ему оставили небольшое имущество и, главное, не арестовали. Он мог уехать за границу и жить в достатке, но предпочел остаться на родине. Последние годы жизни Тагиев прожил в очень скромных условиях.
Как-то раз ахунд Тураб — его духовный наставник — читал Тагиеву Коран. Дойдя до аята о том, что Аллаху достаточно повелеть: «Будь!», — и всё свершится, Тагиев спросил: «Значит, если Аллах пожелает, то в мгновение ока лишит меня всего состояния?» Ахунд ответил: «Конечно!». После установления советской власти Тагиев действительно потерял всё своё богатство. Вспоминая слова ахунда, он завещал: «Похороните меня у ног ахунда Тураба, ибо то, что знает его нога, не знает даже моя голова». Там Гаджи Зейналабдин Тагиев и был похоронен в 1924 году.
– Жизнь и судьба Гаджи Зейналабдин Тагиева как-то повлияли на Ваш жизненный путь и профессиональный выбор?
– В детстве я слышал много рассказов о Гаджи Зейналабдине Тагиеве. Считал его сказочным героем и всегда мечтал служить своему народу и человечеству, как он. Я выбрал гуманную профессию врача и посвятил свою первую большую книгу «Кардиология: практические аспекты» памяти Гаджи Зейналабдина Тагиева. Она была издана большим тиражом и бесплатно распространялась среди врачей в разных регионах России и странах СНГ.
Истинное благородство, однажды проявленное, вечно живёт в легендах. По воле Всевышнего Гаджи Зейналабдин Тагиев достиг этой вершины.
Беседовала Инна Яшкова
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 46 просмотров