"Война выявила, какое огромное значение имеет нефть в наш механизированный век. Что может быть более убедительным, чем данные о том, что половину поставок армиям во время войны составляли нефтепродукты. Для бомбардировщиков и истребителей в воздухе, линкоров на морях, танков и бронированных автомобилей на земле нужны те или другие виды нефтепродуктов" - Майкл Брукс в книге "Нефть и внешняя политика".
Победа в Великой Отечественной войне имеет непреходящее значение для всех народов бывшего СССР не только как героический коллективный подвиг и общий триумф, но и как горечь невосполнимых потерь, что отражено в метафорической формуле – «праздник со слезами на глазах». Весь азербайджанский народ вместе с другими народами бывшего Советского Союза приближали этот священный для нас день своим мужеством и примерами ярких героических подвигов на фронте, своим героическим трудом в тылу.
Сегодня не секрет, что порой целенаправленное искажение исторических фактов, откровенная фальсификация приводят к необоснованным попыткам пересмотреть причины и итоги Второй Мировой войны, набросить тень на великий подвиг советского народа-освободителя и героизировать пособников фашизма, широко распространенное и поддерживаемое руководством ряда стран Европы и бывшего СССР. Советский воин продемонстрировал высочайшее чувство товарищества, дружбы, окопного братства с представителями всех народов и народностей СССР.
Бакинская нефть перед второй мировой войной стала важным геостратегическим фактором, влияющим на внешнеполитические расчеты практически всех значимых европейских государств, а вгоды войны ее роль еще больше возросла, что было связано с захватом немцами нефтяных районов на западе страны, а в дальнейшем с серьезной военной опасностью, нависшей над нефтяными районами Северного Кавказа. В годы войны бакинские нефтяники день и ночь, работая в четыре смены, вели самоотверженную борьбу за бесперебойное снабжение фронта нефтепродуктами и высококачественным горючим. В целом, за годы войны было добыто 75 млн. тонн нефти, что составило 3/4 всей добываемой советской нефти. В 1940 году в Баку вырабатывалось до 80% всего производившегося в СССР высокосортного авиационного бензина, 90% общесоюзного керосина, 96% смазочных материалов.
Простые труженики Азербайджана внесли в Фонд Обороны 15,5 кг золота, 952,5 кг серебра. Отдельно шел сбор средств на производство техники для Красной Армии, только 1942-1943 годы перечислили на эти цели 7 миллиардов 41 миллион 320 тысяч рублей. Если в конце 1941 года число госпиталей в Баку насчитывало 40, то в 1942-43 гг. их количество возросло до 89, в которых прошло лечение более 500 тысяч раненых благодаря героическому труду выдающихся специалистов-медиков азербайджанцев.
В период Сталинградской битвы, чтобы лишить горючего советские войска, немецко-фашистская авиация подвергла Саратовский нефтеперерабатывающий завод (самый крупный в Европе) ожесточенной бомбардировке, нанеся предприятию огромный ущерб, и парализовав на некоторое время его работу. Все необходимое фронту горючее поступало только из Баку. Фашистские летчики с особым остервенением обстреливали бронебойными пулями цистерны. Огромное количество горючего, переправляемое через Волгу, немцы уничтожали и артиллерийским огнем. Несмотря на огромные потери горючего, ее поток из Баку не останавливался.
Через Баку, как известно, не проходила линия фронта, здесь не было военных действий, но по накалу и напряженности, с которой трудились люди в три смены на буровых, добывая нефть для фронта, на заводах, фабриках, колхозах, в основном женщины и подростки, можно смело приравнять тыл к фронту.
АЗЕРБАЙДЖАН И ЮЖНЫЙ МАРШРУТ ПРОГРАММЫ «ЛЭНД-ЛИЗ»
«ЛЭНД-ЛИЗ» это государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам военную технику, боеприпасы, стратегические материалы и оборудование, авиабензин, продовольствие и многое другое. За годы войны Советский Союз получил от союзников помощи на сумму 9,4 млрд.$ (вместе с расходами на перевозку эта сумма составила 11,3 млрд.$). Южный маршрут «ЛЭНД-ЛИЗ» проходил через Тихий и Индийский океан и Аравийское море в Персидский залив до портов Ирана и Ирака и далее через Тегеран в Азербайджан. Первые поставки в СССР по Транс Иранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2 тыс.972 тонны грузов. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тыс. т. в месяц, а во второй половине 1943 года - до 200 тыс. т. в месяц. Доставка груза осуществлялась судами Каспийского морского пароходства. Конвейер был непрерывным. “Все для фронта - все для победы”.
РОЛЬ УЧЕНЫХ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ В ПОБЕДЕ
Ни на мгновенье, во время войны, да и после войны, не затихала борьба советских и немецких ученых, конструкторов, за "потолок", скорость и маневренность боевых самолетов в небе. И в этой борьбе, значительную роль, играло качество авиационного бензина. В 1945 году азербайджанский ученый-химик, академик Ю.Г. Мамедалиев был удостоен Государственной премии, совершив переворот в науке, открыл метод получения высокооктановых компонентов авиабензина. Под его руководством были разработаны и внедрены новые технологии получения моторного топлива, повышению его качества, получению высокооктановых компонентов, имевшие огромное значение для оборонной промышленности, усилив позиции советской армии в "войне моторов". С началом войны поставки толуола, ввозимого из-за рубежа, прекратились, и получение толуола было жизненно важной задачей, которую успешно решил Ю.Г. Мамедалиев, также разработавший рецепт известного “коктейль Молотова”, успешное применение которого на фронтах ВОВ превращало немецкие танки в груду металла. Немецкий искусственный бензин, которым заправлялись более половины танков противника, замерзал в условиях русской зимы, а захваченное у советских войск горючее для них не годилось. Этот просчет немецких ученых и крайняя нехватка горючего дорого обошелся немецким войскам во многих битвах.
По архивным документам известно, что ГКО решил перебросить часть нефтяного оборудования (более 30%) из Баку на Восток. В Башкирию был направлен НПЗ им. И. Сталина, в Стерлитамак был эвакуирован бакинский завод нефтяного машиностроения, в Пермь завод имени Мясникова, в Сарапул – завод имени Дзержинского, в Поволжье был переброшен весь Трест «Азнефтеразведка», все девять контор бурения, нефтеразведочные и нефтестроительные тресты, со всем персоналом и оборудованием, из запасов "Азнефти" была отправлена большая часть техники - металлорежущие и токарные станки, станки-качалки, фонтанная арматура, подъемники, групповые приводы. Таким образом из Баку было забрано: горючее, сырье, нефтяное оборудование, нефтепроводы, целые заводы, станки, оборудование и многое другое, а также эвакуированы около половины инженерно-технического и рабочего персонала с семьями. Отдавая должное героизму бакинских нефтяников, сразу скажем, что вся эта переброска, интеллектуального и технического потенциала из Баку в восточные районы страны, является прецедентом в мировой практике - практически разрушается нефтедобывающий регион, который на 80% обеспечивал горючим, весь театр военных действий! Вся стратегия ГКО о перебазировании нефтяного и машиностроительного комплекса из Баку в районы "Второго Баку" в 1941-1942 гг., была грубым стратегическим, военным и экономическом просчетом. Первая девонская нефть в Татарии была получена в 1946 г. Научно доказано, что беспощадную эксплуатацию без ограничения отбора скважины выдерживают 5-6 месяцев, как результат нарушения технологии, в Баку в 1941 г. около 80% нефти добывалось фонтанным способом, то к 1945 году – лишь 14%. Что самое главное удивительно, что после Победы, ничего в Баку не было возвращено!
И только в 1977 году государство признало огромный вклад столицы Азербайджана в достигнутую победу над германским фашизмом. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 24 ноября говорилось: «Большой вклад в победу над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и за успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве наградить Баку орденом Ленина».
Яркий пример «забывчивости» некоторых властных лиц - известно, как вторая Звезда Героя СССР Ази Асланова, представленная еще в 1944 г., "затерялась" в министерстве обороны СССР и только в 1991 году была присвоена посмертно.
В Азербайджане существует глубокое убеждение в том, что, учитывая значимость бакинской нефти в победе Советского Союза над Германией, героический труд азербайджанских нефтяников получил бы свою достойную оценку лишь в случае присуждения городу Баку звания Города - Героя. Руководитель Азерб. ССР, М. Багиров многократно пытался восстановить справедливость по отношению к Баку, но все его попытки были безуспешны, ответ ему всегда был однозначен: "Баку не был прифронтовым городом, и на его территорию не упала ни одна немецкая бомба". Трудно понять такое объяснение, точнее представить, что было бы если на Баку упали бы бомбы, то в СССР не было городов - Героев!
Причина, по которой Баку не хотели давать звания города – Героя заключалась в том, что после окончания войны партией и правительством было принято секретное постановление, по которому города Герои должны были восстановлены в первую очередь, а заводы и фабрики, находящиеся в этих городах, должны быть оснащены современным оборудованием. Но оснащение устаревших НПЗ, машиностроительных заводов и др., требовали миллиарды рублей, а это не входило в планы И. Сталина.
После войны, как и раньше, нефтепродукты по смешным ценам шли из Баку по всей стране, несмотря на то, что Баку не стал городом-героем. Удивительные процессы произошли после войны, например, вместо использования бесценного опыта в разных отраслях, накопленного в Азербайджане во время войны:
· можно было построить каскад реабилитационных Центров союзного значения (прекрасные климатические условия и высококвалифицированные кадры) на базе многочисленных госпиталей, в которых прошли реабилитацию после ранения, десятки тысяч военнослужащих;
· на базе заводов, изготавливавших во время войны самолеты ЯК-3, снаряды «Катюши» и др. вооружение, можно было построить крупные заводы, с широким профилем изготовляемой продукцией.
Но этого не произошло, наоборот, были заброшены нефтяные промыслы, не были реконструированы НПЗ Баку, вынесшие основную нагрузку во время войны, продолжали работать на оборудовании, приобретенном за рубежом в тридцатые годы. (ответ руководства - "Ваши заводы и нефтяные промыслы, не пострадали во время военных действий!".) Все усилия были направлены на освоение новых нефтяных и газовых месторождений СССР.
Азербайджанцы всегда будут свято чтить всех тех, благодаря кому в календаре появилась эта праздничная дата – 9 мая, знаменующая собой наилучший пример патриотизма. Светлая память погибшим в Великой Отечественной войне! Слава героически павшим доблестным воинам-освободителям! Низкий поклон ныне живущим ветеранам!
PS: Сегодня хотелось бы напомнить об исторических ошибках некоторым недальновидным руководителям Украины:
1. Все вооружение, оборудование и продукты, получаемые СССР по программе «ЛЭНД-ЛИЗ» было полностью оплачено (по дополнительному условию только за доставленное в целости и сохранности из-за бомбардировок немцами в портах Мурманска и Архангельска) российским государством только к 2007 году
2. Производители вооружений (частично устаревшего, с просроченными запасными частями) никак не окажутся в убытке, а наоборот, в многократном выигрыше.
3. Украина со своей плодородной землей для Запада и США только как крупный производитель зерна, подсолнечного масла и др. продуктов, а население – пушечное мясо и дешевые рабочие-мигранты.
4. Неизвестно до какого года государство Украина и ее трудолюбивый народ расплатится за вооружения по программе «ЛЭНД-ЛИЗ», начатой с легкой руки Д. Байдена с не простой памятной даты 9 мая!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 1 просмотр