Что у России на Кавказе? История с географией

А история, как известно, повторяется дважды. И сейчас, как и двести лет назад, российские войска вновь ведут на Кавказе боевые действия, если не с народностями, населяющими тот неспокойный край,  то с определенными вооруженными представителями этих народов. Вновь проводятся боевые действия, вновь течет кровь. И мы вновь и вновь наступаем на исторические грабли. И в очередной раз я убеждаюсь, что историю мы знаем плохо, так же как и тезис о том, что она может повториться. Знаем ее так же плохо, как и историческую географию. Попытки заглянуть в настоящее и будущее конфликтных отношений России и Кавказа крайне желательно рассматривать при помощи ретроспективы далекого и недалекого прошлого.

Достаточно вспомнить, что после распада Российской империи на Кавказе за короткое время возникла ситуация, несколько схожая с той, которую мы наблюдали при развале СССР. На гребне всеобщей свободы появились многочисленные советские республики Северного Кавказа - Курдская, Терская и ряд других, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане, также назвавшимися республиками и напряженно ожидавших развитие чрезвычайно непростых ситуаций, возникших из-за национально - освободительных движений народов Северного Кавказа. Согласно историческим данным, события на Кавказе всегда имели и имеют свою логику, завязанную на этнологических принципах. Теперь, на фоне второго десятка лет  военных столкновений   российской армии с боевиками в Чечне, напряженных ситуаций, сложившихся в Дагестане, Ингушетии, Осетии, Абхазии, с Грузией, нам становится ясно, что тот регион никогда не был таким романтичным, как он представлялся нам по произведениям советской литературы, исключая, правда,  «Золотую тучку» Приставкина. Там пышным цветом расцветают средневековые обычаи, и зов предков заставляет людей, сбросивших налет цивилизации, хвататься за кинжалы, винтовки, автоматы, и восстановить взаимное доверие и уважение к другому человеку почти невозможно.

... На историческом факультете (а я кончал Азербайджанский государственный университет) мы изучали много предметов, в том числе и такой интересный курс, как «История стран Азии и Африки». Нам его читал будущий президент свободного Азербайджана, а тогда  кандидат исторических наук Абульфас Алиев, которого мы потом узнали как господина Эльчибея – «друга народа, народом избранного». Так он стал называть себя, когда стал лидером Народного фронта Азербайджана.

Нам же, студентам, хотелось получить ответы на многие вопросы, но преподаватели предпочитали отмалчиваться. Приходилось обращаться не только к учебникам, но и к первоисточникам. В том числе и историческим событиям на Кавказе. Более подробно знакомились на спецкурсах с дипломатической деятельностью Грибоедова, Паскевича, Ермолова. Походами Петра Первого и Екатерины на Восток, работой географических и этнографических экспедиций, деятельностью дипломатических представительств.

В 18 и 19 вв. Россия становилась сильным государством. И мелики Карабаха уже сами направляли посольства российским государям, прося принять их в подданство России, когда ни Армения, ни Азербайджан не существовали как целостные государства. Узнали, что племена ингушей сами попросились в подданство России при Николае Первом, так как вероисповедание их было сродни христианскому, и ингуши терпели притеснения от мусульманских племен Северного Кавказа. Под руку русского царя просились Восточно-Грузинское царство (присоединено в 1801 году), Имеретия (1804год), Осетия (1806 год), Абхазия (1810 год), Дагестан (1813 год),  Малая Чечня (1817 год), Кабарда (1825 год), Восточное Закавказье (1828 год), Грузия (которая в свое время называлась Иберией) и имела крепкие исторические связи с Московией со времен грузинской царицы Тамары, женой сына русского князя. Власть России признали Гянджинское, Дербентское,  Ширванское и Щекинское ханства, Карабах. В 1864 году – Черкесия, а в 1878 году Россия в результате русско-турецкой войны присоединяет земли юго-западного Кавказа с крепостями – Карс, Ардаган, Батум. Кстати, часть этих карликовых государственных образований, особенно христианские царства и княжества Абхазии, Грузии, Кабарды, общины Армении и Осетии, давно просились в подданство православного могучего государства, способного оказать им защиту от иноверцев.

Хронология нашего продвижения к Большому Кавказскому хребту занимает много времени и дат. На землях автохтонного населения появлялись казачьи станицы, закладывались города – Владикавказ, Екатеринодар, Майкоп, Кизляр, Петровск, куда заселялись многочисленные семьи инородцев.

В 1783 году Александр Васильевич Суворов, возглавив экспедиционный корпус, частью истребил, а частью выселил в уральские степи ногайцев.
А программа назначенного в 1816 году командиром отдельного Кавказского корпуса генерал Ермолова включала в себя уничтожение аулов, вытеснение жителей равнин в горные районы, вырубка лесов, строительство оборонительных крепостей, переселение казаков на захваченные земли, депортация коренного населения.

«Я желаю, чтобы страх перед моим именем более хранил наши границы, чем цепи и крепости, чтобы слово мое было для туземцев вернее смерти. В глазах азиатов снисходительность -  знак слабости, и я непреклонно жесток из соображений чистой гуманности. Одна казнь спасает сотни русских от уничтожения и тысячи мусульман от измены». Такова была позиция Ермолова в кавказском вопросе.
Военные действия для того времени велись широко и масштабно для такой не особенно большой территории. Границы определял не росчерк карандаша на карте, начерченный где - то в Кремле, а рельеф местности. Поэтому для горных народов границ не существовало, тем более нарисованных сначала Сталиным, потом Хрущевым (такой предмет, как историческая география, наши лидеры не проходили). Собственно предмет «историческая география» кончается именно на советском периоде, когда границы, как казалось всем нам, уже никто и никогда не изменит. И не надо думать, что переименование города Орджоникидзе вновь во Владикавказ поможет решить проблемы. Мы никак не можем понять, что владеть Кавказом  - это не только изменять название городов, а в первую очередь вести разумную национальную политику в этом весьма непростом регионе России.

В бурное время начала 20 века сами азербайджанцы тяготели к Турции, грузины ориентировались на англичан, а армяне, помня резню 1915 года, спасались от турок, мечтая о Великой Армении с горой Арарат.

Когда же «по военной дороге» шел 18 - й год, Закатальский район нынешнего Азербайджана объявил себя независимой республикой.  Елизаветпольская губерния с губернским городом Елизаветполем (древней Гянджой, названной так в честь Елизаветы Петровны, а потом, в советское время, переименованная в Кировобад, а затем обратно в  Гянджу)  заявила о намерении добровольно войти в состав Турции. Тогда же между Азербайджаном и Арменией появилась и провозгласила о своем существовании Советская красная Курдская Республика.
Сама Турция с интересом и большим сомнением в правильности установленных границ засматривалась на земли только что народившейся самостоятельной Грузии. Оказалось очень кстати, что в свое время Россия воевала со своим южным соседом. Вспомнив об этом, Грузия, а также независимая Армения срочно были вынуждены подписать пограничный с Турцией договор, подтверждающий границы российско-турецкого соглашения 1877 года.

Так, не на бумаге, а по городам, горам, народам, аулам проходили новые границы исторической географии. Сегодня чеченец вам нарисует свою карту Чечни, осетин -  свою карту Осетии, а армянин может показать карту Великой Армении от Черного моря и до Каспийского, на которой азербайджанец нарисует границы своего государства и на которой не будет места ни Карабаху, ни самой Армении. Кстати, существование самого суверенного Азербайджана официально началось только в июле 1918 года. До этого это название носили северные провинции Ирана (который признал независимость Азербайджана только в 1920 году, когда 11 Красная Армия дошла до пограничной Астары и едва не вошла в Южный Азербайджан). Поэтому турок или иранец нарисует вам свою карту, со своими границами.
Возможно поэтому англичанин Томпсон, смогший вникнуть в суть происходящего на Кавказе гораздо глубже, чем большевики, предлагал участникам Версальской конференции не способствовать территориальным притязаниям и расширению возникших карликовых закавказских и северокавказских государств, ибо, по его мнению, "это нарушает естественный ход вещей". Народы Кавказа, считал генерал, "не имели и не имеют устойчивых навыков государственного управления и должны пройти еще на этом пути большой исторический этап своего развития".

... С подобной историей с географией мне пришлось «столкнуться» в Сумгаите, Тбилиси, Ереване, том же Карабахе, Баку, на границе Армении и Азербайджана. Никогда не думал, что в предмете - историческая география - так будет много специалистов, что страницы учебника начнут пропитываться кровью учеников.

... Да. Подзабыли мы некоторые факты нашей истории. То, что вводились российские войска и прекращались кровавые столкновения иранцев и армян, грузин и турков. Присоединилась Ингушетия - встали казаки буфером между осетинскими племенами и чеченцами. Вклинила Россия казачьи поселения - и стихли междоусобицы.

… Присоединяли. И не только мирным путем. И не все народы и племена на Кавказе выносили нам хлеб и соль, прося зашиты от внешнего врага. И Гарун бежал с поля брани, где в сече с урусами «кровь черкесская текла» и мать убила сына за то, что он не отомстил за смерть отца и братьев. И рисунки Лермонтова и его поэма "Валерик" свидетельствуют, что Кавказ нам доставался большой кровью. И Шамиль около двадцати лет вел партизанскую войну.

Но нас не учили задуматься о том, что у братьев Гаруна могли остаться дети и родственники, которым, по их психологии и мировоззрению,  предстояло никогда не забывать прошлое. И их историческая память осталась с ними и в двадцать первом веке.

Неплохо жили республики Кавказа и Закавказья при советской власти. Хотя там, по правде говоря,  ее в общем-то никогда не было. Достаточно было сказать, что веришь в марксизм-ленинизм, поддерживаешь, Программу  КПСС, в которую уже никто не верил, сдать экзамены по курсу истории партии и по научному коммунизму, защитить кандидатские и докторские диссертации по ленинско-сталинскому пониманию национальных проблем - и  можно было жить по-своему. Партийный билет в тех местах пренебрежительно назывался «хлебной карточкой» - нужной лишь для профессионального роста и карьеры. Законы были на каждой территории свои. Партийные бонзы прекрасно жили в том социально - экономическом строе, название которому самое подходящее:  социал - феодализм.

То, что огонь кавказской войны будет тлеть еще долгое время - это факт, уже не требующий доказательств. То, что очень много надо будет сделать для того, чтобы он не разгорелся вновь, а лучше всего совсем бы погас, - тоже должно быть ясно всем. Но населению Центральной России, в конце концов,  надо будет осознать и принять  как данность, что большинство  народов Северного Кавказа никогда не жили и не будут жить по российским законам. Так же как надо привыкнуть к тому, что Смоленская, Псковская, Астраханская области России теперь стали пограничными. Таковы нынешние исторические реалии.

А насчет Кавказа вполне правильно сказал теперь уже бывший секретарь Совета безопасности Дагестана Магомед Талбоев обозревателю «Литературной газеты»: «У кавказцев тщеславие превыше всего. Мы разделены на роды, тейпы, кланы. Здесь все князья, и каждый стремится создать собственное ханство. Таков культурный ландшафт нашей политической жизни. Тот, кто способен понять это, может управлять процессами. Те же, кто пытается привнести в жизнь кавказцев ценности другого рода, игнорирующие фундаментальные психологические платы, в глубине хранящие взрывоопасные сгустки законсервированных конфликтов, которые детонируют от любого внешнего удара, обречены на поражение».

Эти реалии сегодняшнего дня надо воспринять как данность. Поэтому нам приходится на нее работать, оставляя долги и нерешенные национальные проблемы нашим детям и внукам. Мы пожинаем плоды  своей близорукости в отношениях с нашими окраинами. Как бывшего Союза, так и нынешней России.

... Не все поддается логике, не все укладывается в наше сознание. Чтобы правильно и грамотно решать межнациональные отношения, надо хорошо знать историю с географией.                   

Анатолий Уралов, социолог