Тяжек был наш путь на Родину

Массовая волна вынужденной миграции из стран Содружества в Россию, захватившая в течение прошедших двух десятилетий преимущественно русскоязычное население, схлынула. Вынужденные мигранты расселены по всей территории страны. За последние 10 лет произошло существенное изменение численности мигрантов на население различных федеральных округов России. Вначале миграции лидировал Южный федеральный округ, сосредоточивший четверть всех беженцев и вынужденных переселенцев. В Центральном федеральном округе нагрузка была ниже.
Для выяснения условий интеграции и адаптации мигрантов на своей исторической родине социологи лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН провели глубокое интервьюирование вынужденных переселенцев в Центральном и Приволжском округах. Опрашивались приехавшие в Россию из стран СНГ, преимущественно из Центральной Азии - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, а также Азербайджана, Прибалтики. Опрос проводился в Москве, Калуге, Рязани, Самаре, Сызрани, Пензе, Рыбинске и в сельской местности - в компактных поселениях и среди отдельно проживающих граждан.
Большая часть респондентов - специалисты со средним и высшим образованием. Опрос мигрантов дополнили интервью руководителей шести общественных переселенческих организаций, в том числе в Чехове Московской области.
Большинство переселенцев приехали из крупных городов и областных центров бывших республик, имея высокий уровень образования. Особые трудности с поиском работы испытывают те их них, кто переехал в сельскую местность. Во время опроса выяснилось, что в составе каждой третьей из 32 семей, живущих в селе, есть лица с высшим образованием, в каждой четвертой - со средним специальным. Если мужчинам удается найти работу на выезде, то женщины чаще оказываются не востребованными. Совхозы сейчас переживают не лучшие времена, работы там мало. Даже такая профессия, как доярка, оказывается дефицитной. И хотя опыт адаптации городских жителей в селе в целом неудачен, многие переселенцы, особенно неполные семьи (женщины с детьми), вынуждены ехать в село, где они надеются выжить с помощью подсобного хозяйства.
Главными проблемами приезжих являлись регистрация (прописка), жилье и трудоустройство. Согласно данным опросов видно, что процедура зачастую зависела от правовой грамотности и честности чиновника или милицейского работника.
С регистрацией связано оформление гражданства, которое также остается весьма проблематичным. Часто без регистрации вынужденным переселенцам не дают гражданство, а без гражданства не регистрируют. «Нас направили в Истринский район. Директор совхоза сначала определил нам для жилья полуразрушенный спортзал, но теперь и из него собирается выгнать. Регистрации у меня сейчас нет из-за того, что живу в нежилом помещении. Получается порочный круг, жилье не дают без регистрации и, наоборот, регистрируют при наличии жилья». (Московская область, мужчина 40 лет, женат, 6 детей, среднее образование);
«Приехали в Россию. Был призван в армию, несмотря на то, что в то время у меня не было ни регистрации, ни прописки, ни гражданства, ни жилья. После армии меня не ставили на воинский учет по той причине, что нет регистрации. До сих пор мне не оформляют гражданство. Паспорт не меняют, потому что нет гражданства. А я уже живу здесь около 10 лет, присягу принимал в России, женился, и ребенок здесь родился» (Московская область, мужчина 27 лет, среднее образование, женат, один ребенок).
Не менее остро стоит вопрос и о жилье для переселенцев. Большинство переселенцев проживают в общежитиях, домах, построенных специально для вынужденных переселенцев, в полузаброшенных и развалившихся сооружениях, которым уже давно пора на снос. «Нас поселили в барак в летнем пионерском лагере. Жилье - фанерная постройка, там 7 семей, есть семьи, которые приехали до нас. Из зарплаты у меня за комнату в сарае высчитывали тысячу, хотя там практически нет ни воды, ни газа, ни прочих коммунальных услуг. Есть только крыша над головой, которая может в любой момент рухнуть. На 5000 рублей я должен был кормить семью из четверых. Когда от таких кабальных условий я отказался, директор хозяйства решил нас выгнать на улицу и обрезал в бараке отопление. Теперь комната обогревается как во время войны с помощью «буржуйки». Раз в неделю директор совхоза присылает кого-нибудь в барак проверить, живы ли мы еще» (Московская область, мужчина 30 лет, незаконченное высшее образование, женат, двое детей).
Но проблема заключается не только в качестве жилья, но и в том, что переселенцы не могут его оформить на себя. Многие согласны достроить, отремонтировать жилье при условии получения права на его владение, но такого права им не дают: «Директор показал нам недостроенное жилье, обещал помочь отстроить его, прописать. Мы посмотрели и решили, что сделаем все своими руками, как-нибудь обживемся, все сами построим. Директор обещал помочь стройматериалами и т.п. Однако ничего из этого не получилось» (Московская область, мужчина 30 лет, незаконченное высшее образование, женат, двое детей).
Проблема трудоустройства для вынужденных переселенцев была менее острая, большинству удается ее решить, особенно тем, кто живет в крупных городах. Так, в Центральном федеральном округе более половины респондентов смогли найти работу. Однако чаще приезжие устраивались на работу не по специальности. Не имеющие регистрации и гражданства вынуждены работать неофициально, а оформленные официально получают мизерную зарплату.
Распространенная форма трудоустройства - работа за жилье. По данным социологов, большинство работающих за жилье - люди с высшим образованием. Как правило, зарплата у них очень низкая. Работа была связана либо с охраной, уборкой, обслуживанием, либо с занятостью в совхозе. Должности - вахтеры, электрики, дворники, сельскохозяйственные рабочие. Нередко, пользуясь тем, что человек связан с предприятием жильем, его не прописывают, боясь, что после прописки он сразу уволится.
Как показало исследование, мигранты, прибывающие в Россию, в первую очередь обращались за помощью в миграционные службы, хотя понимают, что государство не может оказать им большую материальную помощь. Кроме того, миграционная служба далеко не всегда предоставляла должную информацию переселенцам, многие из которых были юридически неграмотны.
В отличие от миграционной службы, которая не всегда внимательна к переселенцам, общественные переселенческие организации, как правило, оказывают действенную помощь. Не имеют возможности купить мигранту жилье и предоставить материальную помощь, общественные переселенческие организации консультировали мигрантов по вопросам оформления гражданства (в частности, по сбору необходимых документов), помогали сориентироваться в ситуации на новом месте жительства, оказывали помощь в регистрации, трудоустройстве, заменяя собой государственные структуры.
По данным исследования, терпимость населения по отношению к мигрантам невысока. Проблема отношений местных жителей и приезжих не одинаково остра в городах и в сельской местности, где мигрантофобия всегда заметно острее, так как здесь люди больше сталкиваются друг с другом, сложнее затеряться, все на виду. Опрос подтвердил, что чем выше статус населенного пункта, тем ниже острота проблемы. В крупных городах респонденты редко упоминали негативизм по отношению к ним со стороны местных жителей. Часть респондентов живут на окраине, где условия жизни приближены к условиям поселков и деревень. Среди них проблема нетерпимости со стороны местного населения называлась чаще, чем среди горожан - примерно в той же степени, что и среди респондентов, живущих в сельской местности.
В некоторых интервью прозвучало мнение, что отношение к мигрантам соответствует тому, как они ведут себя с местными жителями. Но большинство интервью свидетельствуют о том, что часто негативизм со стороны местных жителей к мигрантам присутствует изначально и проявляется вне зависимости от отношения приезжих к местному населению.
Исследование показало, что в целом условия для интеграции вынужденных переселенцев в исследованных областях Центрального федерального округа России можно оценить как неблагоприятные. Большинство переселенцев - люди энергичные, активные, образованные. Они, почти не надеясь на помощь государства и властных структур, были готовы работать, строить свое жилье, воспитывать детей. Однако препятствия при оформлении полноправного проживания в России, неотрегулированность процедур регистрации и получения гражданства (с вытекающим отсюда произволом чиновников) осложняло устройство на работу, учебу, создавало проблемы при покупке жилья, при обращении в медицинские заведения, просто в обыденной жизни.
Россия не смогла, и до сих пор не может в полной мере использовать резерв трудовых ресурсов, который шел и продолжает идти из стран ближнего зарубежья. А ведь эффективное использование переселенческого потенциала могло бы в значительной мере помочь преодолеть многие последствия демографического кризиса в России, заполнить вакансии, повысить образовательный уровень населения в сельских районах.

Анатолий Уралов, социолог