То, что происходит в Армении, это истерика в местном политикуме

   Ведущий радиостанции "Вести ФМ", российский политический обозреватель Гия Саралидзе на днях побывал на освобожденных в ходе Отечественной войны за Карабах азербайджанских территориях. Сегодня в беседе с Media.Az он делится своими впечатлениями.
   - Вы посетили освобожденные территории. Что вам больше всего запомнилось?
- Да, я побывал в пяти освобожденных районах, нам не удалось побывать только в Лачине и Кельбаджаре. Главное впечатление - это абсолютная, просто 100%-ная разруха. Это касается домов, инфраструктуры, сельхозугодий и так далее.
На мой взгляд, сейчас перед Азербайджаном стоит невероятный вызов национального масштаба, ведь эти территории надо восстанавливать. Нужны огромные финансовые и человеческие ресурсы. При этом видно, что уже идут работы. Мы проехали по дороге в Джебраил, ее уже практически построили, и она весьма приличная. Я видел, как проводятся электросети в сторону Зангилана и так далее.
Но все осложняется тем, что территория заминирована, я это видел по   Агдамскому району. Сопровождающие говорили нам об опасности: шаг влево или шаг вправо - мины. Надо были идти по проторенной дорожке. Так что, еще раз повторюсь, перед страной, перед народом Азербайджана стоит большой вызов.
- Я следил за вашими публикациями в соцсетях. И, насколько я понял, вы собираетесь снять фильм о поездке на освобожденные территории, это так?
- Фильм - это громко сказано. Но я планирую сделать большой репортаж, уже пишу текст. Видео выйдет на моем Youtube-канале, который еще не создан. Именно с этого материала я и хочу начать, сделать его серьезным, сравнить что было до оккупации этих земель, какое экономическое значение они имели в рамках Советского Союза и независимого Азербайджана. То есть речь не о каких-то путевых заметках, а об аналитической работе. В целом же, канал будет посвящен проблемам и событиям на постсоветском пространстве.
  - Вы видели последствия боевых действий, противотанковые рвы, разбитую бронетехнику. Вероятно ли возобновление войны после   возможного прихода к власти в Армении реваншистов?
- Я видел поля сражений, это тяжкое впечатление. Дыхание войны, например, в Джебраиле ощущалось очень явственно, казалось, что боевые действия только что закончились. И там, как нам рассказали, действительно шли очень напряженные бои. Но это видно и без того. Разбитая техника, еще неубранная, части реактивных снарядов, окопы, разбросанная окровавленная армянская военная форма. И все это на фоне развалин.
Там, в Джебраиле, есть трогательное и одновременно печальное место. Это "Родник дружбы", отсылающий нас к временам СССР. 15 советских республик и 15 кранов, из которых течет родниковая вода. На фоне этого памятника дружбы советских народов видеть разрушенный город - это страшно.
Еще одно неизгладимое впечатление - это Музей хлеба в Агдаме. На этом    здании осталась очень красивая, хоть и полуразрушенная советская мозаика. Это, наверное, чудо какое-то. Ведь город просто мертвый, нет ни одной крыши, ни одной целой стены.
Когда видишь все это, то кажется, что разум должен возобладать. Но, когда я смотрю на то, что сейчас происходит в Армении, то кроме как истерикой в армянском политикуме это назвать не могу.
Выскажу свое мнение. Да, в Армении есть реваншистские настроения, неприятие того, что произошло. Но не очень понятно, на чем этот реваншизм основан, если говорить о военных, финансовых, организационных, инфраструктурных реалиях. Но если вернуться к вашему вопросу (о возможности возобновления войны - ред.), то ничего исключать нельзя.
   - Вам удалось побывать в совместном российско-турецком Центре мониторинга в Агдамском районе?
- К сожалению, нет. Но мы посетили многие места, и на границе Азербайджана с Ираном, возле Худаферинского моста, который соединяет Азербайджан и Иран. Впечатлений много, но на военные объекты попасть было сложно, что понятно.