Российский историк: «Карабахскую войну против азербайджанцев начали отнюдь не советские армяне»

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком, кандидатом исторических наук, автором книги «Правда о «мифах» Карабахского конфликта»  Олегом Кузнецовым.

- Олег Юрьевич, в последнее время, перед саммитом «Восточного партнерства» и после него, мы являемся свидетелями всплеска российско-азербайджанских отношений. С чем Вы это связываете?

- Действительно, за последние две недели российскую столицу с официальными визитами посетили практически все высокопоставленные государственные и политические деятели Азербайджанской Республики. За эти дни в Москве побывали глава Совета безопасности и руководитель Администрации Президента Азербайджана Рамиз Мехтиев, парламентская делегация под руководством председателя комитета по региональным вопросам Милли Меджлиса Арифа Рагимзаде, которой были представлены российской стороной новые члены Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. А в ближайшее время ожидается визит 1-го вице-премьера правительства Ягуба Эюбова. Как видите, на более высокой ступени может стоять только визит президента или премьер-министра Азербайджана. Но все эти события я не стал бы называть именно «всплеском» отношений между Азербайджаном и Россией. Идет нормальный и динамичный процесс развития отношений между двумя нашими странами, являющимися добрыми друзьями, соседями, политическими и торгово-экономическими партнерами.

Из всего этого калейдоскопа внешнеполитических событий я бы выделил визит в Россию депутатов Милли Меджлиса для участия в работе 11-го заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству, которое состоялось, как известно, 11 декабря. Главной темой повестки дня этого заседания было, на мой взгляд, обсуждение перспектив дальнейшего и более тесного сближения норм налогового, таможенного и миграционного законодательства двух наших стран. Это  даст возможность в ближайшем будущем расширить правовые коридоры взаимодействия Азербайджана и России в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях. О том, что эти намерения парламентариев не являются пустой светской болтовней, свидетельствует тот факт, что под особый контроль комиссии была взята реализация Межправительственного соглашения о строительстве еще одного автомобильного моста в районе пунктов пропуска «Яраг-Казмаляр» (Россия) – «Самур» (Азербайджан) через российско-азербайджанскую государственную границу. Это позволит существенно увеличить грузопоток и, соответственно, товарооборот между Азербайджаном и Россией. Сам факт того, что парламентарии занялись решением вообще-то по статусу им совсем несвойственного «хозяйственного», а не «политического» вопроса, как раз говорит в пользу того, что тема расширения  бизнес-партнерства  двух наших стран и есть главный предмет двусторонних отношений.

Данное обстоятельство, и я особо хочу акцентировать на нем внимание, как никакое другое свидетельствует о том, что сегодня Москва не испытывает в отношении Баку никаких «имперских амбиций», в наличии которых сегодня очень часто обвиняют Кремль некоторые представители азербайджанской политической палитры. Прагматизм нынешнего российского руководства базируется на старом восточном принципе «торговать лучше, чем воевать», особенно в отношениях со странами, у которых реально есть деньги, чтобы купить российские товары (например, российское вооружение). Азербайджан сегодня входит в число немногих стран мира, у которых есть что продать, и, соответственно, есть, на что купить. За январь-август 2013 года объем двустороннего товарооборота, согласно данным только официальной статистики, составил 2 миллиарда 370 миллионов долларов и увеличился на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и нужно быть таким недальновидным, чтобы в условиях экономического кризиса планетарного масштаба отказываться от этого. Многие страны, особенно из числа участниц Европейского Союза, экономика которых вот уже несколько лет находится в депрессивном  состоянии, желают получить эти деньги себе, перенаправив товарооборот. Но для этого могут использовать только политические рычаги (по причине реального отсутствия экономических), вот «точечно» и подогревают истерию отдельных лидеров нынешней азербайджанской оппозиции по поводу наличия у Российской Федерации «имперских амбиций» в отношении Азербайджана.

События последних двух недель в российско-азербайджанских, точнее - азербайджано-российских отношениях, -  наглядно показывают, что политических разногласий между нашими странами объективно нет, экономических противоречий – тоже, есть процесс стабильного и взаимовыгодного развития отношений. А все муссируемые заявления о наличии противоречий есть ничто иное,   как идеологический инструмент глобальной макроэкономической борьбы за рынки источников сырья и энергоносителей или рынки сбыта продукции. Руководство наших стран прекрасно понимает это и стремится не допустить внешнего внеэкономического влияния на экономические отношения.

-  2014 год объявлен в России Годом культуры. Этот вопрос также стоял в повестке дня 11-го заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Как вы расцениваете отношения наших стран в этой сфере?

- Я всегда говорил и повторю еще раз, что отношения между Россией и Азербайджаном в гуманитарной сфере даже в годы охлаждения политических или торгово-экономических отношений всегда были на самом высоком уровне. Азербайджан на постсоветском пространстве был и остается, пожалуй, единственной страной, в которой вопрос двуязычия народа никогда не ставился под сомнение. Я, являясь уроженцем российской провинции, всегда подсознательно завидовал азербайджанцам, особенно жителям Баку и других крупных городов, перед которыми никогда не стоял вопрос о том, сколько языков надо учить и знать. Любой азербайджанский гуманитарий – историк, филолог, журналист – по факту рождения и получения высшего образования знает, как минимум, три-четыре языка.   Это азербайджанский, близкий ему турецкий, русский (в Азербайджане, особенно в городах, несмотря на почти четверть века национального суверенитета, по-прежнему, кажется, стыдно не уметь говорить по-русски), английский. Азербайджан сегодня из всех стран СНГ по степени своей социокультурной близости с Россией объективно стоит на втором месте после Белоруссии, и это позволяет нам не возобновлять диалог культур, как это происходит, к моему глубокому сожалению, даже с Украиной, Грузией, Арменией или странами Балтии, а продолжать его и дальше расширять.
Несомненной заслугой политического руководства вашей страны является то, что четверть века назад Азербайджан стал одной из немногих стран, получивших независимость после распада СССР, которая не пошла по эгоистическому пути социокультурного изоляционизма, а продолжил развиваться в соответствии с идеалами, заложенными еще отцами-основателями Азербайджанской Демократической Республики. России, Азербайджану, Белоруссии, Казахстану удалось сохранить последовательность и преемственность своего гуманитарного развития, всем остальным постсоветским странам – нет. В результате мы видим то, что видим:  экономическую депрессию, массовую эмиграцию населения, что наиболее явно прослеживается у южных соседей Азербайджана – Грузии и Армении.

В связи с этим могу процитировать героя романа Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессора Филиппа Филипповича Преображенского, роль которого гениально сыграл в одноименном фильме Евгений Евстигнеев: «Разруха начинается в мозгах». Так что не до конца был прав Карл Маркс, когда утверждал, что «бытие определяет сознание», существенную роль в этом деле играет ментальность. Сегодня именно сознание является фактором макроэкономики, и чем выше уровень культурного развития нации, тем выше ее экономика. В Азербайджане это хорошо понимают, а поэтому его парламентарии выносят вопрос об участии Азербайджана в мероприятиях Года культуры в России в повестку дня заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

11 декабря я стал свидетелем одного весьма примечательного события, на которое никто из журналистов России, даже пишущих на темы культурного развития и сотрудничества, не обратил внимания. После участия в работе Межпарламентской комиссии по сотрудничеству депутаты Милли Меджлиса отправились не куда-нибудь, а приехали в Российскую государственную библиотеку иностранной литературы имени Марины Рудомино, где приняли участие в презентации романа-исследования своей коллеги Эльмиры Ахундовой о Гейдаре Алиеве. Конечно, оппозиция внутри Азербайджана и его внешнеполитические противники скажут мне в ответ, что это было насквозь официозное мероприятие, проведенное в угоду нынешнему политическому руководству. Но я позволю себе возразить им: ни в одной из стран постсоветского пространства после переговоров парламентарии не идут в театр или в библиотеку, а чаще всего спешат в «номера», при этом ни одна из постсоветских стран не имеет в Библиотеке иностранной литературы своего культурного центра, а Азербайджан имеет. Пустячок, скажите вы? Пусть так, но приятно. Азербайджан может похвастаться тем, что депутаты его Милли Меджлиса после успешных переговоров со своими российскими коллегами по дороге в ресторан посетили библиотеку. Никто другой сегодня похвастаться этим не может, и другого мнения на этот счет быть не может. А если кто и будет утверждать обратное, то это будет форма компенсации своей неполноценности и ущербности, плод зависти и раздражения.

К чему я это все сказал? Да к тому, что сегодня Азербайджан имеет все возможности и ресурсы, в том числе инфраструктурные, чтобы участвовать самостоятельно в реализации программ и мероприятий Года культуры в России, чем он выгодно отличается от своих соседей по Закавказью – Армении и Грузии. А поэтому он без особого напряжения сил в будущем году может реально показать, кто именно является стратегическим партнером России в регионе Южного Кавказа, причем не только в торгово-экономической, но и в социокультурной сфере. И будет великим упущением, если официальный Баку не воспользуется такой возможностью, в том числе и для решения своих внешнеполитических задач.

Бахрам Батыев