ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

image: 

ФОТО

Колоритная национальная культура Азербайджана, уходящая корнями вглубь веков, вобрала в себя лучшие традиции Востока и Запада.
В Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия включены: - исполнительное искусство азербайджанского мугама, - ашугское искусство,  -праздник Новруз байрам, - азербайджанский ковер, - искусство игры на таре.

На 12-й сессии ЮНЕСКО 2017 г. представленная Азербайджаном «Традиция приготовления и подачи долмы, являющейся частью культурной идентичности», была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.  Так же на этой сессии представленный Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран документ «Изготовление струнного музыкального инструмента кяманча и исполнительское искусство» был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

На 13-ой сессии ЮНЕСКО 2018 года, было принято решение о включении азербайджанских групповых танцев "Яллы (Кочери, Тензере), а также «Наследие деда Горгуда» как эпос, народные предания и музыка (по инициативе Азербайджана, Казахстана и Турции) в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.  

7 июля 2019 г. на проходящем в Бакинском конгресс-центре очередном заседании 43-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО номинация Азербайджана под названием «Исторический центр Шеки вместе с Ханским дворцом» была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература. Азербайджанская земля колыбель поэтов. Прославили азербайджанскую литературу такие гениальные поэты Востока, как Низами Гянджеви, чье пятикнижие "Хамсе" по праву входит в сокровищницу мировой литературы, его современник Афзаладдин Хагани, Мехсети Гянджеви, Мухаммед Физули, Молла Панах Вагиф, Хуршуд-бану Натаван, драматург и мыслитель Мирза Фатали Ахундов, сатирик Сабир, Джалил Мамедкулизаде.

Музыка. (конец XIX - начало XX века) становления азербайджанской оперы и симфонической музыки связан, прежде всего, с широкой − поистине подвижнической − музыкальной, творческой и общественной деятельностью Узеира Гаджибекова, основоположника современной профессиональной музыки Азербайджана, создатель первой оперы на Востоке ("Лейли и Меджнун", 1908). Соратниками выдающегося композитора стали Муслим Магомаев, Зульфигар Гаджибеков. Азербайджанские оперы и музыкальные комедии возникли из глубин национального музыкального искусства устной традиции и непосредственно срослись с ним. Основу музыкального материала первых азербайджанских опер составили мугамы.

Мугам − музыкальный феномен не только национальной, но и мировой музыкальной культуры. Среди 90 минут музыки, посланной на американском спутнике "Вояджер" в 1977 году иным цивилизациям, 2 минуты 20 секунд занимает мугам. 

В середине 20 века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа (Кара Караев, Фикрет Амиров, Солтан Гаджибеков, Ниязи, Тофик Кулиев, Ариф Меликов, Рауф Гаджиев), прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписаны имена Бюль-Бюля, Рашида Бейбутова, Вагифа Мустафазаде. Их традиции продолжили композиторы и исполнители Шофкет Алекперова, Полад Бюль-Бюль оглы, Муслим Магомаев, Эмин Сабит-оглы, Рамиз Миришли и другие.

Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Одним из шедевров мировой живописи признана азербайджанская средневековая миниатюра. Иллюстрации к поэмам Фирдоуси и Низами, других поэтов, выполненные выдающимися азербайджанскими мастерами книжной миниатюры (Бехзад, его последователи), украшают многие музеи мира (Великобритания, США, Франция и др.). Ярким наследником средневековых корифеев был мастер 20 века Бехруз Кенгерли. Колоритные полотна Саттара Бахлулзаде, картины Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова украшают многие частные коллекции и музеи мира.

Ковры. Азербайджан - один из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до н.э. Ныне Азербайджан известен по всему миру как безворсовыми ковровыми изделиями (палас, килим, сумах, зили, шадде и верни), так и 600 видами ворсовых ковров, изготовленных мастерами Кубы и Ширвана, Гянджи и Казаха, Баку и Карабаха, Шуши и Джебраила, Тебриза и Ардебиля.

Керамика Азербайджана насчитывает несколько тысячелетий. К эпохе бронзы относится богатая коллекция керамической посуды Музея истории Азербайджана. Здесь собраны сапожковидные сосуды, кувшины различной формы, посуда, инкрустированная белой пастой. Уникален по своей росписи красноглиняный сосуд, найденный недалеко от селения Шахтахлы (Нахчыван). Великолепно изготовленная и декорированная посуда, а также ювелирные украшения из металла, камня, кости говорят о расцвете в эпоху бронзы ремесел, о высоких художественных вкусах древних мастеров.

Архитектура. Азербайджан является сокровищницей памятников архитектуры. На территории Азербайджана сохранились руины античных и средневековых городов. Столицы, центры ремесла и культуры государств Нахчыван, Кабала (Габала), Барда (Партав), Гянджа, Шемаха и другие издревле привлекали завоевателей.  Башни Апшерона: в Мардакянах, Нардаране, Бильгях и другие. Символ Баку - Девичья башня (непокоренная) - восьмиярусное монументальное сооружение XII века высотой 28 метров и толщиной стен у основания 5 метров. Сохранились великолепные памятники зодчества Кавказской Албании. В Азербайджане много культовых сооружений - это храмы, монастыри и церкви, построенные в разные периоды истории. Прославленный на всем Востоке зодчий Аджеми сын Абубекра Нахичевани, создавший архитектурный шедевр - десятигранный мавзолей Момине-Хатун, общая высота которого достигала 34 м. Мавзолей мастерски декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из керамики.

Жемчужина дворцовых сооружений Азербайджана - ансамбль дворца Ширваншахов в г. Баку (середина XV в). В настоящее время он является государственным заповедником-музеем. Шедевр - дворец Шекинских ханов (XVIII в.). Главный фасад дворца украшен прекрасным витражом и деревянным шебеке. Интерьер дворца богато расписан рисунками, изображающими растительность, животных и птиц, геометрические орнаменты, батальные сцены и сцены охоты.

Азербайджан - пересечение важных торговых путей. На дорогах и в городах было построено множество караван-сараев - постоялых дворов (Баку, Нахчыван, Карабах, Гянджа, Шеки и др.)

Музеи и галереи. Культурное наследие Азербайджана представлено в 150 музеях и галереях республики. Среди них выделяются Музей Истории Азербайджана, государственный музей-заповедник "Дворец Ширваншахов", Музей искусств, Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, Музей Литературы Азербайджана. Книжная мудрость представлена 4650 публичными библиотеками.

Музыка  Богатое музыкальное искусство Азербайджана имеет многовековую историю развития. В народе бытует поговорка: "В Шуше даже младенцы в пеленках плачут под мугам". Шуша вполне заслуженно завоевала славу консерватории Кавказа. Яркие представители Шушинской консерватории на всех континентах мира достойно представляют и прославляют азербайджанскую музыку. Шуша – родина Джаббара Гарягдыоглу, Сеида Шушинского, Бюль-Бюля, Хана Шушинского, Гурбана Пиримова, композиторов Узеира Гаджибекова, Зульфугара Гаджибекова, Фикрета Амирова, Ниязи, Афрасияба Бадалбейли, Солтана Гаджибекова, выдающегося певца Рашида Бейбутова. И это далеко не полный перечень музыкантов – уроженцев Шуши.

Оперой Уз. Гаджибекова "Лейли и Меджнун", поставленной в 1908-ом году в театре Г.З.Тагиева была заложена основа не только азербайджанской оперы, но и оперного искусства на всем мусульманском Востоке. Выдающийся композитор стал основоположником жанра мугам-оперы. Уз. Гаджибеков хорошо понимал, что восприятие нового жанра будет сопровождаться с трудностями для азербайджанского слушателя, поэтому он обратился к поэме Физули "Лейли и Меджнун" и жанрам народной музыки (мугам, песня, танец) создал сценическое произведение, соответствующее настроению того периода, отвечающее нравственным потребностям своего народа.

Узеир Гаджибеков является также основателем жанра музыкальной комедии в Азербайджане. В своих музыкальных комедиях на социально-бытовые темы ("Муж и жена", 1910; "Не та, так эта", 1911; "Аршин мал алан", 1913) композитор исходил, в основном, из народных песен и танцевальной музыки. Особо прославилась его музыкальная комедия "Аршин мал алан" (спектакль был поставлен в 1913-ом году). Это произведение переведено на английский, немецкий, китайский, арабский, персидский, и др. языки (всего около 70 языков). Оно было поставлено на сценах 120 театров мира, в том числе в Москве, Стамбуле, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Тегеране, Каире, и во многих других городах, неоднократно экранизировано (в 1916-1917 годах в Баку, в 30-е годы в США, в 1945 и 1960 годах в Советском Азербайджане). Исполнитель главной роли – Рашид Бейбутов (1915-1989), снискавший мировую славу. Он также был основателем и руководителем Театра Песни.

Другая знаменитая оперетта Уз. Гаджибекова "Не та, так эта" была экранизирована в 1919-ом году в Ялте, а во второй раз в 1956-ом году на киностудии "Азербайджанфильм".

В 20-е годы Р.М.Глиэр, широко используя музыкальный фольклор Азербайджана, написал оперу "Шахсенем"(первая постановка в 1927 году) на основе дастана "Ашуг Гариб". Эта опера была первой инициативой на пути создания классической оперы на основе образцов азербайджанской народной музыки с применением достижений мировой музыкальной культуры. Уз. Гаджибеков также создал оперу "Кероглу" – монументальную эпопею народного героизма (Государственная премия СССР).

Ф.Амиров известен в истории музыки как основатель уникального жанра симфонических мугамов. Опера и балет становятся жанром, к которому все чаще обращаются азербайджанские композиторы. Мировую славу завоевали спектакли: "Легенда о любви" А.Меликова (1961), "Сказание о Насими" Ф.Амирова (1973), "Тысяча и одна ночь" Ф.Амирова (1979);. Симфоническая и камерная музыка азербайджанских композиторов все чаще исполняется за рубежом. Симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд овшары" Ф.Амирова, "Раст" Ниязи, симфонические произведения К.Караева и Уз.Гаджибекова прозвучали во многих странах и заслужили высокую оценку. Композитор и пианист В.Мустафазаде сыграл исключительную роль в развитии джазовой музыки в Азербайджане. В.Мустафазаде был руководителем им же созданных ансамблей "Севиль" и "Мугам", был удостоен 1ой премии на 8-м Международном джазовом конкурсе (Монте-Карло 1978).

Виртуозный исполнитель мугамов Алим Гасымов в 1999-ом году за успехи в деле развития и совершенствования искусства мугама был награжден золотой медалью ЮНЕСКО.
Евровидение-2011, проходившим в Дюссельдорфе дуэт Нигяр Джамал и Эльдар Гасымов занял первое место, набрав 221 балл. 

Азербайджанский мугам

Муга́м основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». (арабский магам, турецкий макам и персидским десгях). Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа. Он популярен не только среди азербайджанцев, но и у таких этнических групп, проживающих на территории Азербайджана, как горские евреи, грузины, аварцы, талыши, лезгины, татары, немцы и др. Мугам в Азербайджане исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей, в состав которых входят: тарист, кеманчист и бубнист. Тематика мугамов ограничивается сферой лирики — любовной и философской. Газели таких классиков азербайджанской и персидской литературы как Низами, Физули, Хагани, Видади, Насими, Самеда Вургуна, Молла Панаха Вагифа, Алиаги Вахида и др. являются поэтическими текстами мугамов. Способствует этому и Международный центр мугама в Баку, сданный в эксплуатацию в декабре 2008 г.

Симфонический мугам "Раст" Ниязи до настоящего времени остается одним из популярнейших произведений в азербайджанском симфоническом репертуаре.

Хореографическая картина "Мугам" для необычного состава исполнителей: для органа, арфы, ударных инструментов, певца и чтеца, произведение родилось в творческом содружестве композитора Назима Аливердибекова и балетмейстеров Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова, которая ставилась во многих городах бывшего СССР, а также далеко за его пределами. Выдающиеся русские танцовщики Екатерина Максимова и Владимир Васильев показали ее на Международном фестивале современного танца во Франции - в Тулузе и Ницце.  Французская пресса писала о произведении: "Музыка "Мугама" содержит нечто магическое, таинственное, драматургически она так прекрасна, что могла бы лечь в основу развернутого балетного спектакля, посвященного большим человеческим страстям.