ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК НОВРУЗ

Новруз (праздник прихода весны) или, по-азербайджански, Новруз Байрамы является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане, наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом. Хотя праздник Новруз в основном отмечается в мусульманских странах, он не является религиозным праздником, а, строго говоря, является празднованием наступления дня весеннего равноденствия, символизирующего обновление природы.

Новруз байрамы под разными именами известен и любим в Пакистане, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Казахстане, в России его отмечают на Кавказе, а также в Татарстане и Башкортостане. Кроме того, Новруз популярен в Туркменистане, Турции, Сирии, Иране, Ираке, и конечно же, в Азербайджане.

О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако,  во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все легенды связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением". По мнению ученых,  история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и другие развлечения.

Согласно научным исследованиям, начало Новруз байрамы уходит в древние времена - период пророка Зардушта, возраст праздника ученые определяют как минимум 3700 - максимум 5000 лет. Происхождение праздника Новруз  часто связывают с древней религией азербайджанцев — зороастризмом. Вполне определенно, что Новруз отмечался и в доисламские времена и позднее.

Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-гюлю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами. Праздник  связан с весной, началом сельскохозяйственных работ, обновлением природы и наступлением теплых дней. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающую природу. Фактически подготовка к празднику начинается за месяц до него. Так, по вторникам каждой недели отмечаются Су, Од, Торпаг и Ахыр чершенбе - соответственно ритуальные вторники Воды, Огня, Земли и Последняя (предпраздничная) дни. Согласно народным сказаниям, в первый вторник обновляются и приходят в движение вода и водные источники; во второй  -  с помощью огня, в третий - Земли, в четвертый - ветра, набухают почки на деревьях, все это предвещает приход весны.
Новруз байрамы очень богат древними традициями и играми. Из древних традиций можно назвать "Хыдыр Ильяс" (символ плодородия, расцвета), "Кос-коса" - развлекательная площадная игра (символ прихода весны) и гадание.

Среди обрядов, исполняемых при приготовлении к празднику Новруз, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи Сэмэни (солода), которая является символом плодородия природы и человека и имеет магическое и культовое значение. Например, с помощью Сэмэни производят обряд очищения бесплодных женщин. Для этого на голову женщине кладут блюдо с проросшей пшеницей Сэмэни, наливали туда воду, а другая женщина ножницами прорезает струю воды, проговаривая: "О, сила, сделавшая плодородным этот сэмэни, сделай плодородной эту женщину". Процесс приготовления Сэмэни выглядит почти как религиозный обряд, к нему допускаются только женщины. Огонь под казаном, где варится сэмэни,  разжигает "баши бутов гадын" (буквально "счастливая женщина"), обрядом же руководит самая уважаемая женщина ("агбирчек"). К месту приготовления сэмэни не подпускают мужчин, иноверцев и женщин с дурным глазом. В некоторых регионах в казан кладут щепотку соли от дурного глаза. Церемония приготовления сэмэни называется сэмэни тойу ("свадьба сэмэни") и сопровождается ритуальными песнями и танцами. новруз байрамы Что касается происхождения обряда сэмэни, считается, что он связан с возрождением природы и культом растительности. В Азербайджане, в частности в Губинском районе, был распространен следующий интересный обряд: в последнюю среду неплодоносящие фруктовые деревья "брались на поруки". С этой целью кто-либо, взяв топор, шел к дереву якобы с намерением срубить его. В это время к нему подходил некто и осведомлялся о причине его намерения. Тот объяснял, что дерево не плодоносит. Тогда второй упрашивал первого не рубить дерево и брал его на поруки до следующего года. Аналогичным способом все неплодоносящие деревья брались на поруки, и ни одно из них не срубалось.

Другие очень интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Кроме этого, в последнюю ночь уходящего года, перед сном обливают друг друга водой. Говорят, что в ночь на последний вторник перед Новрузом реки и ручьи останавливаются, все им преклоняются, новруз байрамы даже деревья склоняются к земле.
Будучи колыбелью огнепоклонничества, Азербайджан обладает богатейшими традициями, связанными с огнем, который также считается средством очищения. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последнюю среду перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека независимо от пола и возраста. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. В древности костры разжигал несовершеннолетний мальчик с помощью огнива. Этот огонь считался чистым.

Если говорить непосредственно о дне праздника, то о его наступлении — наступлении весеннего равноденствия, возвещали выстрелами и ракетами. новруз байрамы Согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на праздничном столе должны обеспечить семью достатком этих продуктов в Новом году. Некоторые виды ритуальной пищи — к примеру, яйцо — имеют и магическое значение — они якобы содержат в себе зародыши будущей жизни. Обязательными на праздничном столе являются традиционный плов нескольких видов, сладости и фрукты. В наше время большинство вышеописанных традиций соблюдается, хотя и менее строго. Азербайджанцы внимательно следят за праздничным столом. На столе должны быть семь блюд, начинающихся на букву "с": сумах (сушеный барбарис), уксус (сирка), молоко (сюд), сладкая похлебка из пшеничного солода с мукой (сэмэни), зелень (сябзи) и др. Кроме этого, на стол ставятся зеркало и свечи, перед зеркалом - покрашенные яйца. Это тоже имеет символическое значение: свеча означает огонь, свет, который оберегает людей от сглаза, зеркало символизирует ясность, прояснение. новруз байрамы По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома, никуда не ходили и никого не принимали. В народе говорят: "Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться". В древности, как правило, наружные двери не запирались. В первый день Новруза всю ночь горит свет, погасший огонь, отключенный свет признаки несчастья.

По традиции, первый день Новруза считается весной, второй - летом, третий - осенью и четвертый - зимой. Если первый день будет без ветра и дождя, значит, этот год будет удачным для сельскохозяйственных работ. Напротив, если будет ветер - значит, вся весна пройдет так. В остальные три дня таким же образом узнают, как пройдут лето, осень и зима. Деятели ислама всегда стремились придать этому празднику оттенок религиозности. Однако великие просветители Фирдоуси, Рудаки, Авиценна, Низами, Саади, Хафизи другие доказали, что Новруз байрамы появился задолго до ислама. Из посвященных празднику Новруз произведений можно отметить такие, как "Сиясетнамэ" Низами, "Новрузнамэ" Омара Хайяма.
В советский период Новруз отмечался неофициально, потому что государственные органы не разрешали праздновать наступление весны и преследовали за это людей. Но, несмотря на запреты, каждая азербайджанская семья, преданная вековым традициям, отмечала этот праздник.