ГРИГОРИЙ ТРОФИМЧУК: «ДУМАЮ, ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ МОСКВА И БЕРЕЖЁТ БАКУ КАК НАСТОЯЩЕГО ПАРТНЁРА»

Интервью Vesti.Az c первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития, участником Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, известным российским политологом Григорием Трофимчуком.

 - Пожалуй, нужна была встреча под патронажем Путина, чтобы утихла напряженность на линии армяно-азербайджанского фронта. Но вопрос висит в воздухе – кому нужна была эта напряженность?  Насколько верно во всех смертных грехах обвинять Запад?

 - Последняя эскалация в карабахской зоне – результат многолетнего напряжения нервов сторон. Конфликт заморожен двадцать лет назад, но не решён. Когда его временно остановили, имелось в виду найти решение в течение нескольких, буквально считанных лет. И раз решения не найдено, значит, винить в этом можно только того, кто его не нашёл.

Глупо во всём и всегда обвинять Запад, хотя Вашингтон, само собой, не ослабляет внимания к данному региону. Не США вскрыли Ливию. Не США вскрыли Украину. В этих конкретных случаях Запад просто грамотно воспользовался складывающейся обстановкой, вовремя встроился в развитие конфликта.
Если бы на Украине прямой и бесхитростный, как рельс, чиновник Янукович не совершил целый ряд опаснейших последовательных стратегических ошибок, никакой Запад там ничего бы сделать не смог.
То же самое с Карабахом. Впервые за много последних лет здесь полегло много военнослужащих, и США и НАТО уже не упустят возможность дальнейшего управления ситуацией. Тем более что сами АР, РА и РФ опять заявили формальный лозунг в духе «давайте жить дружно». Но, повторяю, время для такого благодушия уже не осталось.

- Не означает ли проведение встречи в Сочи то, что мы наблюдаем некое «карабахское пробуждение» Путина? Создается такое ощущение, что мы вернулись к медведевским временам, когда он не упускал из рук возможность модерировать Карабахским конфликтом?  

 - Россия в карабахской проблеме уже не моделирует ничего, но пока ещё модерирует. Россия, по инерции, выступает гарантом сохранения мира (или относительной стабильности), пока это возможно в принципе. Раз после встречи в Сочи, на следующий день, здесь не началась война, значит, эта трёхсторонняя встреча не исчерпала всех шансов до конца. Нет особой разницы между модерированием карабахской проблемы в духе «медведевском» или «путинском», так как здесь всегда была одна и та же линия. Линия  Путина.

- То есть, Путин не допустит Карабахской войны?

 - Войну на Южном Кавказе, через эскалацию Карабаха, можно предотвратить только одним путём: реальным сдвигом в решении вопроса.

К примеру, поставить в повестку дня постепенную передачу Азербайджану, в качестве предварительного теста, одного-двух прилегающих к Карабаху районов. Процесс этот сложный, и может растянуться на несколько лет. В течение которых Азербайджан, в первую очередь, должен продемонстрировать Еревану и Москве, что делает всё от него зависящее для стабильности Южного Кавказа. Это касается не только стабильности карабахской зоны, но и взаимоотношений с Грузией, Турцией, Ираном, то есть в полном объёме термина «региональная стабилизация».

Тогда можно будет развивать ситуацию дальше. Это – единственная гарантия. Во всех остальных случаях война почти неизбежна. И пострадают в ней все: Азербайджан, Армения, Россия. Так как Россию  автоматически генерирует война на Украине. Без войны на Украине заморозку Карабаха можно было бы сдерживать ещё какое-то время.

 - А Путин  будет продолжать бороться за включение Азербайджана в евразийские проекты, и каким образом?

- Бороться за это нельзя, этого можно только желать, делая какие-то привлекательные предложения. Я бы не стал увязывать вопрос постепенной передачи оккупированных  районов с вопросом евразийской интеграции Азербайджана, а увязал бы с вопросом стабильности всего Южного Кавказа. Так как после достижения такой стабильности Азербайджан сам сможет сделать свой выбор.

Президент РФ никогда не настаивал на включении Азербайджана в ТС и ЕАЭС, и проблема Карабаха здесь совсем не при чём. Если бы Москва поставила вопрос о вхождении Азербайджана в евразийские проекты, США мгновенно расценили бы это предложение как попытку давления на Баку, и тогда в самом Баку могло бы произойти многое, как и в случае с Киевом.

Думаю, по этой причине Москва и бережёт Баку как настоящего партнёра, не отдавая его на произвол судьбы.

Вугар Гасанов 

Источник: Vesti.Az