«Встречи Путина с Алиевым должны проходить с той же регулярностью, что и встречи с президентом Армении»

Вице-президент российского центра: «Россия может пожелать открытия аэропорта в Карабахе, или наоборот, консервирования ситуации с этим аэропортом»

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития, главным редактором журнала «Федерал» Григорием Трофимчуком.

- Еще не утихли страсти после президентских выборов в Армении, а Саргсян, даже не дождавшись инаугурации, полетел на встречу с Владимиром Путиным. Чем, на Ваш взгляд, вызван столь поспешный визит президента Армении Саргсяна в Москву?

- Многие наблюдатели считают, что встреча Путин-Саргсян является определенным знаком, символом прочных российско-армянских отношений. Есть также мнение о том, что визит этот был неформальный, при всей его знаковости. Некоторые оппозиционеры Армении и эксперты пытаются каким-то образом нафаршировать ситуацию домыслами и слухами. Но я думаю, что этот визит призван показать: в российско-армянских отношениях есть полный пакет вопросов, по которым необходимо взаимодействие. В первую очередь, это политика, экономика, гуманитарные вопросы, региональные проблемы, Евразийский и Таможенный союзы. Естественно предположить, что в ходе встречи обсуждался и вопрос урегулирования Карабахского конфликта.

- Кстати, о Евразийском и Таможенном союзах. Как видим, Ереван пока не горит желанием вступать в эти объединения. Может ли Россия несколько изменить свою политику в отношении Карабахского конфликта, например, разрешить армянам открыть аэропорт в Карабахе, и тем самым заполучить Армению в эти союзы?

- Конечно, Россия может пожелать открытия аэропорта в Карабахе, или наоборот, консервирования ситуации с этим аэропортом. Но дело в том, что эту ситуацию монополизирует и расконсервирует Запад, конкретно, США. Запад сейчас берет ситуацию в свои руки, поскольку ближневосточная дестабилизация вплотную подбирается к Южному Кавказу.

Что же касается развития отношений России и Армении по линии Евразийского и Таможенного союза, то здесь существует техническая проблема: Россия не граничит напрямую с Арменией. Поэтому пока все находится на стадии переговоров. Карабахская проблема никак не соприкасается с проектом Таможенного союза.

- Вам не кажется странным, что одновременно с Саргсяном в Москву прибыл также и «президент» Абхазии? Следует ли здесь искать какой-то скрытый мессидж Азербайджану?

-  Мне это не кажется странным. У президента России очень плотный график и не следует искать в этом совпадении какой-то намек Азербайджану. Хотя, мне кажется, подобные тонкие политические детали необходимо учитывать по той простой причине, что кто-то из этого делает далеко идущие выводы.

- В течение года после избрания Владимира Путина президентом России состоялось несколько его встреч с президентом Армении, но так и не состоялось ни одной встречи с президентом Азербайджана. Следует ли это расценивать как признак серьезного охлаждения российско-азербайджанских отношений?

- Я не хотел бы говорить о каком-то охлаждении, но в отношениях России и Азербайджана накопилось много текущих вопросов. На мой взгляд, встречи президентов России и Азербайджана должны проходить с той же регулярностью, что и встречи президента России с президентом Армении. Я думаю, что здесь необходимо соблюдать баланс. Регулярность должна быть на одном уровне. Тем более, учитывая прошлогодние события в Грузии, Азербайджан становится ключевой точкой на Южном Кавказе.

- Баланса-то как раз мы пока не видим. Наоборот, мы видим, что Москва делает все, чтобы оттолкнуть от себя Азербайджан. За последний месяц сразу в трех государственных СМИ России появились проармянские материалы о Карабахском конфликте, до этого была информация о том, что определенные силы в Москве пытаются разжечь азербайджанский сепаратизм в Грузии, предпринимаются попытки использовать азербайджанские диаспорские организации против официального Баку…

-  Я думаю, тут ни о каких официальных шагах Москвы не может быть и речи. Москва не формирует какие-то федеральные национально-культурные автономии или этнические организации на своей территории. Россия может только пожелать, чтобы достойные люди представляли ту или иную диаспорскую организацию. Азербайджанские общественные организации в России являются, в первую очередь, проводниками российско-азербайджанских отношений. И они должны способствовать улучшению, а не ухудшению отношений между Азербайджаном и Россией.

Бахрам Батыев  

Vesti.Az