Полад Бюльбюльоглу: «В отличие от многих постсоветских стран в Азербайджане очень уважительное отношение к русскому языку»

Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу дал интервью российской газете «Вечерняя Москва». — Так как получилось, что вы сменили кресло министра культуры на работу посла… — Это не я, это Президент так решил. Глава государства и не скрывал, когда пригласил меня на беседу, что придает огромное значение отношениям между нашими странами: «Я рассчитываю, что не только тебя знают и любят в России, но и ты хорошо знаешь и любишь эту страну. Сейчас нашим странам нужен не столько профессиональный дипломат, сколько уважаемый человек», — сказал мне тогда Ильхам Гейдарович Алиев.
— Долго раздумывали?
— Нет, я ни минуты не сомневался. Я был счастлив поехать именно в Москву. Конечно, я засиделся на месте министра культуры. 18 лет — очень много для одной должности. И настает время, когда надо менять сферу деятельности. Рутинную дипломатическую работу может исполнять всякий, кто учился этой профессии, но есть особые моменты, когда решить вопрос можно только творчески.

Нет, я ни минуты не сомневался. Я был счастлив поехать именно в Москву

Посол извинился — срочный звонок. Звонила женщина. Она просила посла помочь срочно оформить какой-то документ. Полад Бюльбюлевич перезвонил консулу и попросил его выйти в субботу на работу, чтобы помочь женщине.

Посол положил трубку и продолжил: — В моем мобильнике забито более 800 контактов самых разных людей, стараюсь отвечать всем, — Полад Бюльбюлевич продемонстрировал свой телефон с изрядно потертыми кнопками. — А звонят в любое время дня и ночи…
— Можно представить, сколько звонков бывает в день рождения! Кстати, как планируете отмечать предстоящий 4 февраля (интервью состоялось накануне дня рождения – ред.)?
— В этом году, надеюсь, получится скромно, с семьей и узким кругом старых друзей. В более широком кругу отмечал только юбилеи. В качестве подарка ко дню рождения в этот день телефон отключаю.
— А был ли какой-то особый день рождения?
— Когда исполнилось 50 лет. И этот день положил начало новой доброй традиции.
В 1995 году в Баку было еще неспокойно. Время напряженное. Действовал комендантский час. В сентябре 94-го в Москве был юбилей у Махмуда Эсамбаева. Я приехал его поздравлять в зал «Россия».
Столкнулись в коридоре с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Старый замечательный друг спросил: «Ты не забыл, что у тебя в феврале полтинник?» Я: «Какой полтинник?! Сейчас не до этого!» Он: «Полтинник один раз в жизни бывает!» Договорились созвониться.

Мы ни в коем случае не оспариваем право России и любой другой страны наводить у себя порядок. Чем больше порядка, тем лучше

И где-то в январе звонит Иосиф Давыдович и говорит: «Вот сейчас график составляю: я, Лева Лещенко, Владимир Винокур и Валя Толкунова прилетаем третьего февраля, четвертого у тебя и пятого утром улетаем». И вот так, как бы невзначай, собралась очень немалая группа. 45 человек.

Иосиф Кобзон, Борис Брунов, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Махмуд Эсамбаев, Евгений Дога, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Заур Тутов, «НаНа» с Бари Алибасовым и многие другие. И вы представляете, в стране, которую на протяжении 5–7 лет трясло, это был первый творческий десант людей, которых все знали и любили в государстве, в котором мы жили раньше.
Сегодня, когда прошло около 20 лет, легко все это рассказывать. А тогда в 22.00 без специального пропуска нельзя было показаться на улице, я даже не представлял, как все будут разъезжаться по гостиницам. На вечер пришел наш незабвенный лидер Гейдар Алиевич Алиев. Концерт шел 6 часов 40 минут. Вели программу наши кавээнщики «Парни из Баку».
Кому еще можно было доверить вести такой спонтанный концерт без репетиции… Все живьем! Что творилось за кулисами! Мамма миа! К тому моменту я считал, что моя творческая книга уже закрыта навсегда, и петь больше не придется.
Дело в том, что в 88-м году меня назначили министром культуры Азербайджана, и я первым делом попросил больше не передавать мои произведения по радиостанциям и каналам ТВ. Почему? Чтобы никто не мог сказать, что я пользуюсь служебным положением для раскрутки своих произведений. Все это стало для меня пройденным этапом. Так вот, на том концерте после долгого перерыва мне пришлось все-таки выйти на сцену... (Пейте чай, остывает!) Концерт прошел потрясающе.
Оказывается, и после ухода Союза мы можем быть вместе! Вместе выступать, вместе отмечать праздники... Тот концерт мы решили повторить в киноконцертном зале «Россия», а уже в 2000 году, на мое 55-летие, на Аллее звезд у «России» была заложена и моя звезда под номером 41.
Жаль, что Москва потеряла эту великолепную «намоленную» концертную площадку, а вместе с ней и звезды выдающихся деятелей искусств. Ведь это наша общая история, то, что объединяет наши народы и культуры! На мое 60-летие в 2005 году мы вновь подготовили программу и провели турне по России. Начали в Москве, в Кремлевском дворце. Был полный аншлаг.
Пользуясь случаем, спустя столько лет хочу поблагодарить москвичей, которые пришли на этот концерт. Потом было еще несколько выступлений… И с тех пор я не выходил на большую сцену.
— В известном фильме крестьянин произнес фразу: «Туда едут — за ними гонятся. Обратно едут — за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь». Жизнь у посла насыщенная?
— Действительно, эти слова крестьянина точно описывают и мою сегодняшнюю жизнь. У нас между Россией и Азербайджаном обширные связи. В день между Москвой и Баку летают семь самолетов. Семь рейсов. Семь умножить на 150 — получается полторы тысячи человек в день. Ходит поезд, который за неделю три или четыре раза оборачивается туда и обратно. Люди даже на автобусах ездят. Огромный товарооборот, переваливший за три миллиарда американских долларов. Большая у нас диаспора в России.
Сейчас, с введением жестких миграционных правил, у нас значительно прибавилось работы. Много жалоб. Много недовольства. Очень много недопонимания. Мы ни в коем случае не оспариваем право России и любой другой страны наводить у себя порядок. Чем больше порядка, тем лучше.
— Как вам работается в Москве?
— Москва — это одна из политических кухонь мира. И понятно, что посольство и посол в Москве — достаточно ответственная и важная должность. У нас среди послов СНГ есть такая шутка — «посол в Москве больше, чем посол».
Два года назад Азербайджан был избран в члены Совета Безопасности ООН. Первая из постсоветских республик, которая достигла на международном уровне такой высоты.
И два года наш голос имел весомое значение при решении международных проблем.


Хочу официально заявить читателям «Вечерней Москвы»: если вы недовольны, что в продолжении фильма «Не бойся, я с тобой» мало песен, бросайте все камни в огород Юлия Гусмана, это он виноват

Могу сказать, что Азербайджан — лидер Южного Кавказа и в регионе занимает достаточно заметное место.

— Помогает ли в работе «музыкант Полад Бюльбюльоглу» дипломату Поладу Бюльбюльоглу?
— Я в шутку придумал такой афоризм: «И музыканты, и дипломаты пишут ноты».
— А что обычно играете, если находится время?
—  «Темную ночь» Богословского (смеется). Потому что за окном уже темно. Нет. Даже в ванной не пою! Бывает, пою в кругу близких друзей.
Недавно у моего старинного друга Андрея Дементьева был юбилей в Кремлевском дворце. А у меня есть две песни на его стихи. Вот я и спел у него на юбилее и в телепередаче.
В Екатеринбурге идет мой балетный спектакль, который называется «Любовь и смерть». Это последняя серьезная работа, которую я писал больше трех лет. Партитуру этого балета я закончил в 2005 году. Сюда приехал в 2006 году. За эти годы в Москве сделал обработки 10 азербайджанских народных песен, которые исполнял мой отец Бюль-Бюль. Это простые по своей гармонии композиции.
Одеть их в одежду симфонического оркестра было непросто.
Хочу подчеркнуть, что я — ученик Кара Караева. Кара Караев был учеником Шостаковича. Получается, что по музыке я в некотором роде внук Шостаковича. У меня написано много музыки к фильмам, для записи я всегда старался использовать большие оркестры. Два года назад писал музыку к кинофильму «Град» по просьбе киностудиии «Азербайджанфильм». Тоже с Большим симфоническим оркестром кинематографии.
Совсем другое кино.
— Мы пытались найти фильм с вашим участием «Не бойся, я с тобой! 1919». Не нашли…
— Совсем недавно была премьера этого фильма в Туле. На фестивале мы получили Гран-при в номинации «Улыбнись, Россия!», а я — диплом за музыку к этому фильму. В картине снялись и Лев Дуров, и Мухтарбек Кантемиров. Пойдет ли он на большой экран? Сейчас продюсеры ведут переговоры с телеканалами по этому вопросу. Во времена Госкино было проще — все заранее знали: и когда фильм выйдет, и куда он пойдет.
— Вы ведь приняли участие в съемках продолжения…
— Да, но это уже совершенно другой фильм. Теперь история происходит с нашими детьми.
Я вновь играю роль Теймура, который стал уважаемым композитором, депутатом парламента. По фильму у меня большая семья, сын и две дочери, одну из которых играет моя настоящая дочь Лейла. Недруги крадут у меня старшую дочь.
И когда добиться справедливости в полиции не получается, я зову на помощь старых друзей. Нас ждет немало разных приключений. Думаю, зрителю будет интересно.
— А музыку писали снова вы?
— Да, музыка в фильме моя, но, к сожалению, ее там меньше, чем мне хотелось. Одну из главных ролей исполняет Эльдар Касумов, победивший в 2011 году в конкурсе «Евровидение». Конечно, нет смысла снимать в фильме певца такого уровня, если он ничего не споет. И я специально написал для него песню, которая называется «Водопад влюбленных».
Не знаю почему, но на этот раз Гусман в принципе отказался от жанра музыкального фильма. И хочу официально заявить читателям «Вечерней Москвы»: если вы недовольны, что в продолжении фильма «Не бойся, я с тобой» мало песен, бросайте все камни в огород Юлия Гусмана, это он виноват (смеется).
— Кто-то из ваших детей занимается музыкой?
— Старший сын занимался.
В 30 лет он стал заслуженным артистом России, ведущим фаготистом Симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Федосеева. Но потом, к сожалению, из оркестра ушел и теперь занимается бизнесом, семьей, детьми… Я уже дважды дедушка!
— А каково вам было родиться в семье знаменитости?
— Трудно передать словами это состояние. Мой отец в 1938 году уже был народным артистом СССР, одним из первых в стране получив это звание. Это было очень почетно, но мой отец всегда вел себя очень скромно. Время было другое, и тогда все жили примерно одинаково. У папы, правда, была машина, редкость по тем временам. И в девять лет я уже сидел за рулем отцовского «ЗИМа». Меня даже не было видно из-за руля.
Соседи удивлялись, как профессор консерватории может доверить малышу такую машину, а мой папа отмахивался и говорил: «Полад уже научился». Пожалуй, это было мое единственное преимущество перед сверстниками. В Баку всегда все жили дружно: неважно, кто твой папа — народный артист или простой рабочий. Предводителем мальчишек ты будешь, только если самый ловкий и смелый.
— А когда вы начали заниматься музыкой?
— В шесть лет папа привел меня в музыкальную школу, которая располагалась в здании консерватории. Я даже не подозревал, зачем мы пришли.
Комната полна незнакомыми людьми, которые стучат по столу и просят этот стук повторить. Тогда я решил, что это какая-то новая игра. А потом меня попросили спеть ноту: одну, две, три… А папа только смеется. Только когда мы вышли, отец рассказал, что я прошел экзамен в подготовительную школу.

Хочу похвастаться — в Баку и сегодня не закрыли ни одну русскую школу, в университетах по-прежнему функционируют русские сектора

Вы знаете, я до сих пор помню по именам многих своих преподавателей. До чего же хорошее образование было в те времена! Хотя школа была музыкальной и основной упор делался на специальные предметы, общие дисциплины были тоже на высшем уровне.

Я окончил эту школу и консерваторию, и полученный запас знаний позволил мне быть два года директором филармонии, 18 лет министром и уже восемь лет послом.
— У вас и русский язык замечательный. Тоже оттуда?
— Конечно! Хочу похвастаться — в Баку и сегодня не закрыли ни одну русскую школу, в университетах по-прежнему функционируют русские сектора. Открыли Славянский университет, где изучают славянские культуры. Работает Русский драматический театр. В отличие от многих постсоветских стран у нас очень уважительное отношение к русскому языку: многие газеты, журналы и сайты выходят на двух языках.
Новое поколение азербайджанцев знает по два-три языка. Продвижение языка является очень важной государственной задачей. Россия находится в привилегированном пространстве, где все вокруг говорят по-русски, но эта территория будет быстро уменьшаться, если не принимать меры к пропаганде и развитию языка, не стремиться приглашать студентов из соседних стран.
— Что вы чувствуете, когда, включая радио и телевизор, слышите себя и свои песни?
— Очень странное ощущение (улыбается). Признаюсь, мне редко нравятся собственные записи. Всегда ощущение незавершенности: кажется, вот в этом месте надо было сделать чуть по-другому, а тут кое-что убрать, и зазвучало бы совсем иначе. Но в старых записях поздно что-то менять. Да и техника была совсем другая. Это сейчас на компьютере можно исправить что угодно. Глядя, какие чудеса позволяет творить современная техника звукозаписи, я, честно говоря, порой испытываю сожаление, что это все уже не для меня.
Я ушел в другую жизнь и ни капли об этом не жалею. Я сделал все, что мог, для своей страны и нашей культуры. На мою долю выпала трудная миссия: в период развала системы делать первые шаги в налаживании культурных связей нового Азербайджана.
Ни одна культура в самоизоляции жить не может, она должна обязательно что-то воспринимать, а что-то отдавать.
Я всегда видел свою задачу в том, чтобы сделать наше национальное богатство интернациональным, близким и понятным любому человеку.
К сожалению, у нас сейчас забывается все доброе и хорошее, что было сделано нашими предшественниками. В условиях Советского Союза, несмотря на идеологию, запреты и репрессии, гении творили свои шедевры. Шостакович, Прокофьев, Караев, Амиров, Свиридов, Щедрин… Имена можно перечислять бесконечно. В итоге родились бессмертные произведения, которые, несмотря на «железный занавес», звучали по всему миру.
И это нельзя перечеркнуть — это наша история, наше общее достояние. Не будем мазать все только черной краской.
Хотя, конечно, я не ностальгирую по тем временам, ведь если бы не было развала СССР, то и я не был бы послом суверенного государства Азербайджан (смеется).
— Когда вы впервые увидели Москву?
— Я был еще ребенком, приехал с папой и с мамой. Жили тогда в гостинице «Москва», мне нанимали няньку для прогулок.
А самостоятельно я приехал в первый раз в 1962 году, будучи делегатом XIV съезда комсомола. Тогда же я сочинил одну из своих первых песен — «О Москве», хотелось сделать подарок чудесному городу.
А в 1965 году начались первые записи на Всесоюзном радио, и завертелась та, другая жизнь — «Позвони», «Шейк», «Долалай», «Фиалки» и другие песни…
— И вот такой поворот судьбы. Теперь вы — посол!
— Да кто бы мог подумать...

С.А, Г.Р.

ИСТОЧНИК: 1NEWS.AZ